Деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках русского языка (УМК «Гармония)

Деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках русского языка  (УМК «Гармония)

 

Дьяченко Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 г. Читы

Деятельностный подход обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности школьника. Осуществлять деятельностный подход (решать задачи по развитию читательской грамотности, понимать коммуникативную цель чтения текста, умение фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, пересказа, определять основную мысль текста) при формировании читательских умений на уроках,  сочетая фронтальную и индивидуальную, парную и групповую форму работы, позволяет мне работа по УМК «Гармония» курс литературного чтения Кубасовой О.В. и УМК по русскому языку авторов М. С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка».

В учебнике авторов М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» достаточно много материала, который представлен в виде таблиц, схем. Эти тексты требуют иных читательских умений. Дети дифференцируют главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную, опираясь на схематические модели.

Учебник построен как интересная книга, работая с которой ребёнок общается с автором, с одноклассниками, учителем и персонажами Антоном и Бобом, узнает новое и делится своими знаниями. Разнообразные задания типа «составь диктант», «найди ошибки» учат действовать учащихся осознанно. Метод «письма с окошками» позволяет не только уйти от ошибок, но и ведёт от незнания к знанию – это один из главных моментов деятельностного подхода.   Сообщение сведений сопровождается предварительным наблюдением, позволяет ученикам решать противоречия, формулировать  выводы,  определять  способы действия.

Каждая тема представлена в виде вопроса, обращённого к ученику. Например:

– В какие группы объединили слова?

– Кому и зачем помогают слова – помощники?

Эти вопросы требуют от учеников желания ответить на них, предполагают разнообразную деятельность, начиная с наблюдения, анализа до заключения и выводов.

Мои учащиеся проявляют большую активность на уроках «Подведём итоги» по различным темам. Обучающиеся готовят  сообщения по темам «Изменения имён существительных и прилагательных», «Какие секреты начальной формы глагола тебе открылись», «Расскажи всё о глаголах прошедшего времени» и так далее. Дети, пользуясь планом в форме вопросов, данным в учебнике, проговаривают изученный материал. Задания «выбери правильное высказывание», «отметь знаком +, если сведения касаются изученной темы» вселяют в ученика уверенность в своих силах, помогают реализовать свои интеллектуальные возможности.

Мои учащиеся любят совместно составлять схемы, что в дальнейшем позволяет их использовать как опору. Процесс составления  схем  позволяет добиться систематизации знаний, четкости и точности ответов.

Правила написания

Буква Ъ в словах

 

ПОДЪЕМ

СЪЕМКА

Буква разделительный Ь в корне слов

ВЬЮГА

ЛЬЕТ

Буква Ь в середине слова (между мягким и твердым согласными звуками)

ПИСЬМО

ПАЛЬТО

Орфограмма безударного звука

СТЕНЫ – СТЕНА

ГРОЗЫ — ГРОЗА

Орфограмма парного согласного звука

ПЛИТА – ПЛИТКА

ВАРЕЖЕК — ВАРЕЖКИ

   

 

 

   

Задача учителя в условиях реализации новых стандартов является выполнение роли проводника в мире информации, возможность  самостоятельного поиска путей решения, ведь ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте, можно только играя.

 

 

Литература

  1. Никитина М.С. Деятельностный подход к обучению русскому языку в учебнике М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония»). https://sites.google.com/site/nikitinamarinasergeevna/home/umk-garmonia.

  1. Примерная ООП начального общего образования. М.: «Просвещение». 2010г., с.48-49

 

  1. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. «Педагогика и методика нач. обучения» /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993.
  2. Системно-деятельностный подход в обучении.//Управление школой. Газета издательского дома «Первое сентября», 2011г., №9, с. 14-15
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *