Достижение метапредметных результатов начального общего образования заданиями в учебнике «Литературное чтение» (автор О.В.Кубасова)

Достижение метапредметных результатов

 начального общего образования

заданиями в учебнике «Литературное чтение» (автор О.В.Кубасова)

Гурулёва Наталья Олеговна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22

г.Чита

 

 

        Достижение метапредметных результатов обеспечено самой сущностью учебного предмета Литературное чтение в УМК «Гармония». Сам процесс чтения, является одним из видов речевой деятельности, представляет собой ведущий способ сбора и освоения информации. Кроме обучения различным видам чтения (творческому, поисковому, изучающему), в учебнике предусмотрены задания, формирующие способы обработки и трансформации информации. Например: выделение ключевых слов,   выделение главного, составление плана, ранжирование информации, пересказ прочитанного (подробный, творческий, выборочный, краткий),  сжатие информации   и т.д. Подобные задания ориентированы на формирование универсальных учебных действий в особенности познавательных. Если более подробно рассматривать виды УУД, то можно выделить такие задания, которые формируют следующие  умения:

 1) Личностные.

а) Смыслообразование.

«Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким»,   «Для чего (для кого) учишься ты?».

б) Нравственно-этические установки.

«Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?   «Можно ли согласиться со Сказочником, что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»? «Что остается на Земле после людей?»

в) Самопознание и самоопределение.

«Вспомни, не было ли в твоей жизни, когда тайное становилось явным. Расскажи об этом»   «Представь себя в такой ситуации».  «Как бы ты повел себя?»   «Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с тобой происходили неприятности?»  «Какую мысль из последней главы ты считаешь для себя наиболее важной?»

2) Регулятивные

а) Целеполагание, планирование.

«Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Составь план как узнать их значение?»

б) Контроль (волевая саморегуляция).

«Что ты делаешь, когда на душе плохо? Как ты выходишь из этого состояния?»  «Составь план той части, которая посвящена князю Владимиру. Постарайся не упустить ничего важного»

в) Коррекция.

«Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование)   «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана»

г) Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет).

«Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого». «Перечитай текст и отметь то новое, что ты узнал о деревьях русского леса» — «Перечитай статью и отметь то, что тебе непонятно»

3) Познавательные

а) Общеучебные.

«Найди и прочитай, почему мы зовем Россию — отечеством, — родиной, — матерью». «Перечитай текст и на полях отметь одной вертикальной чертой те фрагменты, в которых описывается Зевс, двумя вертикальными чертами описание Олимпа».  «Из статьи, рассказывающей о ели, выбери опорные слова (подчеркни их в тексте или выпиши). Перескажи статью о ели по опорным словам».  «Выбери из текста и прочитай только то, что относится к теме «Космос и животные».

б) Логические.

«Что объединяет две последние сказки?». «Что Сент-Экзюпери считает в людях важным, а что – нет?»  «Почему автор так серьезно отнесся к проблеме баобабов? Не подразумаевает ли он под баобабами нечто важное, имеющее отношение к человеку? Что именно?»  «В следующей части сказки прочитай о путешествиях Маленького принца и подумай, чем отличается каждый из обитателей астероидов»

4) Коммуникативные.

а) Планирование учебного сотрудничества.

«Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию»   «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».  «Выпиши непонятные слова из этого текста на отдельные карточки и, по мере узнавания их смысла, заполняй эти карточки. На одном из уроков поделись с одноклассниками собранным материалом».

б) Постановка вопросов.

«Поставь вопросы к статье. Для этого: — перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; — сформулируй вопросы; — задай вопросы одноклассникам»  «Придумай вопросы на тему: «Что из чего». Если можешь – отвечай на них. Много ответов ты найдешь в познавательной литературе».

в) Построение речевых высказываний.

«Придумай свою небывальщину» (загадку, считалку)   «Придумай продолжение этой истории»   «Придумай сказку по подобной сюжетной схеме»   «Придумай другую сказочную историю с персонажами этой сказки»   «Подготовь сообщения об Олимпе и Зевсе»   «Найди описание скафандра. Представь, что ты учитель и должен интересно и понятно рассказать ученикам о скафандре. Подготовься и расскажи»

г) Лидерство и согласование действий с партнером.

«Распределите с одноклассниками роли и проведите игру «Радиотеатр» («Театр»).

Подробный методический аппарат учебников по литературному чтению   содержит вопросы и задания не только обучающего характера, но помогающие учителю в выполнении требований ФГОС НОО в части формирования универсальных учебных действий.

Литература

  1. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 1-4 кл./ О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 комментариев на «Достижение метапредметных результатов начального общего образования заданиями в учебнике «Литературное чтение» (автор О.В.Кубасова)»

  1. Елена говорит:

    Интересная статья! Спасибо!

  2. Анжелика Анатольевна говорит:

    Спасибо за статью. Доступное разъяснение достижений метапредметных результатов обучения. Пригодится в работе.

  3. Ирина говорит:

    Благодаря вашей статье я наконец-то поняла при изучении какой темы формируются конкретные УУД на уроках литературного чтения. Спасибо.

  4. Захарова Наталья говорит:

    Очень познавательная статья. Четко прописаны виды УУД в заданиях на уроках литературного чтения. Можно пользоваться, как «шпаргалкой». Большое спасибо.

  5. Ларионова Н. В. говорит:

    Наталья Олеговна, спасибо за статью. Подобные задания в учебнике «Литературное чтение» (автор О. В. Кубасова) действительно ориентированы на достижение метапредметных результов начального общего образования.

  6. Субуханкулова Светлана Николаевна говорит:

    Мы видим что автор статьи хорошо усвоил что такое УУД и на каких этапах литературного чтения они достигаются. Хочется отметить, что Наталья Олеговна доступным языком рассказала каким образом реализуются УУД на уроках. Статья познавательна. Спасибо автору.

  7. Елена Викторовна говорит:

    НАталья Олеговна,спасибо за статью.Действительно задания в учебнике»Литературное чтение» ориентированы на формирование УУД.Четко прописаны виды заданий,в которых выделены все умения.

  8. Бадагова Л.Б. говорит:

    Вы очень доступно о раскрыли понятия метапредметных УУД на практике. Большое спасибо!

  9. Дымовская Е.Г. говорит:

    Статья помогает на практике раскрыть суть метопредметных УУД. Учит оформлять статью без использования конкретных страниц учебника. Большое спасибо за обмен опыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *