Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в УМК «Гармония»

Использование приёмов технологии  развития критического мышления через чтение и письмо  на уроках в УМК «Гармония»

Двинянина Лариса Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г.Чита

      Приоритетным  направлением новых образовательных стандартов является  формирование универсальных учебных  действий, обеспечивающих школьникам способность  к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться.  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными   технологиями.

Среди многих  меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП).  Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):

I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)          ;

II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);

III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).

Данная технология может использоваться в условиях обучения учащихся по УМК «Гармония» и соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

  • ученик является субъектом учебной деятельности;
  • организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников;
  • технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Использовать  приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:

  • Синквейн;
  • Кластер;
  • Верные и неверные утверждения или  Верите ли вы.

 

Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.

 

Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

С синквейном можно работать по-разному:

  • самостоятельное (либо в паре, в группе) составление нового синквейна;
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, без указания темы-первой строки).

Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения —  сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Синквейны  моих учеников.

Логинов Денис, 2 класс

Книга

Интересная, познавательная.

Объясняет, рассказывает, учит.

Книга – дорога в мир знаний.

Энциклопедия.

 

Щербаков Артём, 2 класс

Сказка

Поучительная, добрая.

Учит, рассказывает, воспитывает.

Сказка — ложь, да в ней намёк.

Урок.

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Неугодникова Алина, 3 класс

Стрекоза

Легкомысленная, недальновидная.

Пела, плясала, не думала.

Сделал дело – гуляй смело.

Беспечность.

 

 

Мальцева Анна, 3 класс

Муравей

Трудолюбивый, умный.

Работает, ползает, ищет.

Чётко знает свои обязанности.

Работа.

Ю. Ярмыш. «Добрый клён».

Артамонов Владимир, 3 класс

Клён

Добрый, терпеливый.

Помогает, терпит, спасает.

Помогай другу, не погуби себя.

Доброта.

 

 

Неугодникова Елена, 3 класс

Плющ

Неблагодарный, хитрый.

Наглеет, приспосабливается, грубит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Неблагодарность.

Ю. Заходер «Серая Звёздочка»

Куделин Егор,3 класс

Очень Глупый Мальчишка

Злой, глупый.

Обижает, не слушается, грубит.

Очень Глупые Поступки.

Задира.

 

 

Терпугова Анастасия, 3 класс

Серая Звёздочка

Добрая, полезная.

Помогает, защищает, спасает.

Красота – не самое главное в жизни.

Быть полезным.

 

Синквейны на уроках ОРКСЭ (модуль – «Светская этика»)

Белоусова Юлия, 4 класс

Оратор

Выразительный, начитанный.

Говорит, думает, читает.

Вопрос изложит понятно, доступно.

Рассказчик.

Сумарокова Дарья,4 класс

Мораль

Умеренный, щедрый.

Развивает, одобряет, делится.

Лучшие качества зависят от воспитанности человека.

Добродетель.

 

Куделин Егор,4 класс

Цицерон

Древний, культурный.

Изучает, убеждает, прославляет.

Был философом и остался им.

Философ.

Неугодникова Елена, 4 класс

Нравственность

Порядочный, культурный.

Воспитывает, учит, воодушевляет.

Дерево дорого плодами, а человек – делами.

Мораль

 

Неугодникова Алина, 4 класс

Добродетель

Порядочный, воспитанный.

Помогает, учит, выручает.

Всякий человек в деле познаётся.

Мораль.

 

Итак, синквейн:

-обогащает словарный запас;

— подготавливает к краткому пересказу;

— учит формировать идею (ключевую фразу);

— позволяет почувствовать себя творцом;

— получается у всех.

 

Особой популярностью в нашем классе на уроках русского языка и окружающего мира пользуется приём «кластер».

Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди.

Кластер может быть использован на разных стадиях урока:

  • актуализация знаний;
  • работа над новым материалом;
  • рефлексия.

Виды работы с кластером:

  • составить кластер – опору (первичное составление);
  • восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);
  • вставить в кластер недостающие элементы.

3 класс Окружающий мир  «Почва, её состав и свойства».

Что влияет на образование почвы?

                                                                   Вода

Климат                                                         Рельеф

Горные породы                           Почва                          Человек

Животные                                                      Растения

 

  Хочется сказать ещё об одном приёме, который нравится моим ученикам – это «Верные и неверные утверждения» или «Верно ли».

            Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем.

Приём «Верно ли» может быть использован на разных стадиях урока:

  • актуализация знаний;
  • работа над новым материалом;
  • рефлексия.

Инструкция по применению данного приёма:

— У вас на партах лежит таблица, которую вы должны заполнить. Цифрами в таблице указаны номера вопросов.

— Я читаю вам вопрос, если вы верите, то есть ответ правильный, то во второй строке поставьте «+», если не верите – то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   
                   

Если этот приём был использован до изучения новой темы, то после её изучения нужно вернуться к таблице и в третьей строке оценить правильность, достоверность предположений.

  4 класс Математика. Повторение изученного по темам «Умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком»

  1. Верно ли, что если наименьшее пятизначное число увеличить в 7 раз, то получим 7000?
  2. Верно ли, что 3200 больше, чем 800 в 4 раза?
  3.  Верно ли, что при умножении 30200 на 4 получится шестизначное число?
  4. Верно ли, что остаток при делении на 6 может быть равен 9?
  5. Верно ли, что на 80 рублей можно купить 8 тетрадей по 11 рублей?
  6. Верно ли, что 70 разделили на 8 и получили остаток 7?

7.Верно ли, что при делении на 10 остаток может быть равен 8?               8.Верно ли, что 52 карандаша разложили в коробки по 8 штук?

Не на каждом уроке в начальной школе в полном объёме можно применить технологию критического мышления, но есть уроки, на которых все стадии можно использовать. Одним из них является урок по окружающему миру в 4 классе.

Тема урока: Какими бывают горные породы

Цель: — создать благоприятные условия для получения новых знаний по теме посредством приемов технологии развития критического мышления и исследовательских методов с целью  развития информационно-коммуникативных компетенций.

Задачи:

  1. Сформировать представление о разнообразии горных пород.
  2. Развивать познавательный интерес к природным богатствам Забайкальского края через изучение горных пород.
  3. Развивать умение выделять научную информацию при  работе с различными источниками.
  4. Воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию и уважать мнение других, проявлять инициативу.
  1. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран, презентация;
  • Поглазова О.Т., В. Д. Шилин «Окружающий мир». Учебник для 4 кл. В 2 ч. Ч. 1 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  • бланки «Рабочий лист» для 5 групп;
  • листы «Слова для справок» для 5 групп;
  • таблица «Рефлексия» каждому ученику
  • Новая детская энциклопедия/Пер.с англ.С.В.Морозова и др. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  • Граубин Г.Р. Наша малая Родина : книга для чтения в начальной школе.- Чита: Экспресс-издательство,2008
  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • Учебные коллекции «Горные породы»
  • Карта Забайкальского края

Ход урока

  1. I.                   Организационный момент.

— Добрый день, ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. А мы не будем терять время, начнём наш урок.

II.       Стадия «Вызов»

     1. Создание проблемной ситуации, постановка проблемы.

— Перед вами на экране слова, называющие различные тела и вещества. Выберите из них слова, обозначающие горные породы.

Каменная соль                                  бетон

Стекло                                               пластмасса

Каменный уголь                               кирпич

Известняк                                          гранит

Песок                                                 глина

  • Дети высказывают разные мнения (возникает проблемная ситуация)

— Почему так получилось?  Вы не можете точно ответить на вопрос? (Мы не знаем, что такое горные породы)

   2.   Побуждение к формулированию проблемы

— Какой у вас возникает вопрос? (Что такое горные породы?)

  1. 3.             Поиск, открытие нового знания.

— Итак, тема урока определена. Сейчас компьютер разделит слова на две группы: «горные породы» и «негорные породы». Какие у вас есть гипотезы о том, что такое горные породы?                                               

Горные породы                                  Негорные породы

           Гранит                                                                 кирпич

каменный уголь              песок                           стекло

известняк                         глина                         бетон

каменная соль                                                    пластмасса

— Сравните слова двух столбиков. Чем они отличаются? Что у этих тел общее?  (Одни твёрдые, другие рыхлые,  и те и другие залегают в земле.)

— А человеку они нужны?

  • Ответы детей оформляются на доске в виде кластера.

Нужны человеку                                                        Твердые

Горные породы

 

Используются                Залегают в земле               Рыхлые

человеком

Вы вод: Горные породы – это твердые или рыхлые тела или вещества, которые залегают в земле и используются человеком.                                                                                                           

Горные породы

            твёрдые                                        рыхлые  

                                    гранит                                               песок

каменный уголь                               глина

известняк

каменная соль

 

4. Физминутка для глаз.                                                                

Упражнения «Вращение», «Во все стороны», «Пальчик»

 

III.    Стадия «Осмысления»

1. Исследование

— А какими бывают горные породы? Чтобы ответить на этот вопрос проведем свое исследование «Какими бывают  горные породы?»

— Вспомните, с помощью каких методов можно провести учебное исследование.

 

* подумать самостоятельно                  * понаблюдать

*спросить у взрослых              * провести эксперимент

* прочитать печатные источники           * познакомиться с видеоматериалами

* найти информацию в сети Интернет

2. Работа в группах.

Методы работы Источник Инструкция
1.Подумать самостоятельно — Вспомните, что вы уже изучали на других предметах, что может помочь в этой теме.

 

Моя подсказка: Краеведение. Граубин Г.Р. Наша малая Родина

1. Вспомните, что такое карбон?

2. Вспомните, как образовываются бурый и каменный уголь?

3. Покажите на карте Забайкальского края, где добывают уголь

2. Работа на компьютере «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 1. На какие группы по способу образования делятся горные породы.

2. Приведите примеры.

3. Работа с печатными источниками «Новая детская энциклопедия» 1. На какие группы по способу образования делятся горные породы

2. Что такое окаменелости?

4. Наблюдение Работа с учебной коллекцией «Горные породы» 1. На какие группы делятся горные породы?

2. Приведите примеры

5. Спросить у взрослых Взять интервью у наших гостей по интересующей нас теме 1. Выясните на какие группы делятся горные породы
  • Если какой-то группе не хватит информации, чтобы ответить на вопросы, то вы можете воспользоваться материалом учебника с.78-80

 

3. Заполнение рабочего листа

Рабочий лист

            Мы нашли информацию о ______________________________________

Узнали ______________________________________________________

Самым интересным оказалось ___________________________________

4. Обмен информацией.

Выступление представителей групп.

 

            IV. Стадия «Рефлексия».

1. Применение новых знаний

— Кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы? А наука? ( Геологи, геология.)

— Сегодня мы изучаем горные породы, поэтому нас можно назвать юными геологами. Отправляясь в геологическую экспедицию, мы разобьёмся на геологические партии (группы). А прежде, чем отправиться в путь…

 

2. Физминутка  «Геологи»

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

 

3. Работа в группах.

Каждой группе дается задание:

Определить свойства одной горной породы (гранит, известняк, каменный уголь,  песок, глина) по плану,  используя слова для справок и образцы этих пород.

  • Каждой группе выдается образец горной породы и листок со словами для справок

          Слова для справок:     твердый,  рыхлый, прочный, хрупкий, прозрачный, бесцветный, белый, синий, серый, желтый, красный, черный, имеет блеск, не имеет блеска, жидкий, растворитель, текучий, пластичный, горючий, тяжелее воды.

                                          План.

                             1. Твёрдый, рыхлый.

2. Цвет.

3. Блеск.

4. Другие признаки.

 

4. Домашнее задание.

1.  Творческие задания на применение усвоенных понятий (на выбор):

1)      Подобрать пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород  характеризовали бы качества человека.

2)      Сочинить синквейн о горной породе, раскрыв их свойства и использование в хозяйстве.

3)      Привести примеры использования в повседневной жизни горных пород.

2. Учебник с.78-80

 

5.   Итог.

— Хотелось бы узнать, был ли полезен вам наш сегодняшний урок?

— Где вы можете применить полученные на уроке знания?

— Пожалуйста, оцените свою работу на уроке в таблице (нужный ответ +)

Таблица «Рефлексия»                                       

1.

 

Мне было интересно на уроке

 

Мне было неинтересно на уроке

2.

 

Мне было легко работать в группе

 

Мне было трудно работать в группе

3.

 

Я доволен своей работой
  Я не доволен своей работой

 

Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы ТРКМЧП. Использование технологии развития критического мышления:

  • развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы;
  • формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения;

Методы и приёмы технологии способствуют:

  • лучшему запоминанию изученного материала;
  • активизируют деятельность учащихся на уроке;
  • формулирование  вопросов развивает познавательную деятельность.

Различные формы рефлексии развивают:

  • способность формулировать мысли;
  • помогают лучше понять причины явлений.

Эта технология обеспечивает активную  учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.

 

 

 

Литература:

Жакулина И.В. Модуль 1 «О критическом мышлении и технологии РКМЧП» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=107559&page=7

Жакулина И.В. Модуль 2 «Приёмы ТРКМЧП и их применение на уроках в начальных классах» http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=127033&ThreadId=108367&page=2