Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе

Использование технологии «Развитие критического мышления»  для формирования  УУД  на  уроках в начальной школе

                                                                                    Волощук Оксана Георгиевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 43

 г.Борзя

 

Скажи мне — я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Вовлеки меня — я пойму.

 

         Время  не стоит на месте. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, сотовых телефонов, различных бытовых приборов. Инновациями  нас уже не удивишь, они стали  привычными и  являются основной движущей силой не только экономического, но и социального развития.  Огромное влияние оказывают инновационные технологии и на образование.

        Современная  школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение. Выпускает в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя. Сегодня информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Данная проблема очень актуальна для нашего общества. Для жизни, для деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

       Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

      Особенность обучения детей в начальной школе заключается  в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию. Поэтому для коллектива нашей школы и для меня лично работа по ФГОС НОО стала важным и ответственным делом. ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Начинать всегда сложно. Необходимо искать новые пути, которые требуют больших временных затрат.  Как следствие, у меня возникло много вопросов, которые  предстояло и ещё предстоит решать в процессе реализации ФГОС.  Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию у обучающихся  УУД?  Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить?

Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через письмо и чтение (далее РКМПЧ), которая как я думаю, помогает формировать УУД.

Я считаю, что особенность  данной педагогической технологии заключается в том, что обучащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология помогает образованию   новой нормы становления жизни в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Технология РКМЧП известна  в России уже 10 лет.  РКМЧП – это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии. Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил и  Курт Мередит.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

          Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач.

          Перед тем как приступить к использованию данной технологии на своих уроках, мною была прочитана  книга С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке», где чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а так же описаны методики, разработки уроков, планирование учебного процесса.

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

       Базовыми  аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и современное понимание культуры, предполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.

    Это дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

     Технология РКМЧП решает следующие задачи:

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

      Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:

1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

4. Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

      В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

    Базовая модель технологии, состоит  из трех этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

      Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

 Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

 Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

    Предлагаю фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Спряжение глагола»  с использованием технологии РКМЧП.

Организация работы

Ход урока

Стадия вызова 

Вопрос классу.

 

 

Обсуждение в группах.

  1. Организационная часть урока.
  2. Введение в тему.

— Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о глаголе. Подумайте и запишите это у себя в таблице. (Каждый вспоминает то, что он уже знает о глаголе.)

— Этот вопрос вы можете обсудить в парах. При этом все ваши идеи записывайте в таблицу в тетрадях.

Обобщение Давайте  теперь вместе заполним таблицу на доске (учитель записывает все мнения в таблицу, ребята дополняют свои таблицы записями, которые они считают правильными)
Стадия осмысления
  1. Изучение новой темы.

— Теперь я попрошу вас выполнить упражнение самостоятельно.  Задание на карточках, где предлагается 

изменить глаголы плясать, идти по лицам и числам.

— Подчеркните те места, где вам было сложно выполнять задание.

— Что мы делали? (изменяли глаголы по лицам и числам)

— Где было трудно справиться с заданием?  Почему?

— Продолжите фразу:

Изменение глаголов по лицам и числам называется …….

— Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос.

— Что значит спрягать? Что изменяется у глагола при спряжении?

— Посмотрите в свои записи и обменяйтесь информацией в парах.  Добавьте в свою таблицу, что нового  вы узнали  о глаголе.

Далее дети выполняют упражнения предлагаемые  учителем.

 

Стадия рефлексии 

 

 

Мозговая атака:

Фронтально, устно.

— На этом  наш урок заканчивается. В течение трёх минут проверьте свои записи и поделитесь друг с другом впечатлениями от выполненных вами упражнений.- Что нового о глаголе вы узнали сегодня?  (Дополняется таблица на доске)

— Как вы думаете, этих знаний достаточно, чтобы правильно писать окончания глаголов?

—  Какая работа тогда нам предстоит на следующем уроке?

(Планируется работа на следующий урок: научиться определять спряжение глагола)

 

      Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода  в обучении и воспитании школьников.  Работая по любой программе, можно  применять данную технологию, так как цель у нас одна: формирование у учащихся начальной школы универсальных учебных действий.

 

 

Литература

  1. ФГОС/М-во образования и науки Рос.Федерации.-М.: Просвещение.2009.- с.15
  2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек,  И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.
  3. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.

 

 

15 комментариев на «Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе»

  1. Жанна говорит:

    Использую в своей работе технологию развитие критического мышления на уроках русского языка и чтения. Кроме приемов, которые указал автор статьи, использую следующие: прием «толстых и тонких вопросов», заполнение кластера, корзина идей, синквейн

  2. татьяна говорит:

    спасибо

    • татьяна говорит:

      Оксана Георгиевна, вы большая молодец. желаю вам успехов. ваш опыт обязательно применю в своей работе.

  3. Светлана говорит:

    В данной статье мне понравился описанный ход урока, со всеми этапами .Интересное начало статьи (эпиграф ),

  4. лариса говорит:

    Статья содержательная. Показано как данная образовательная технология связана с развитием УУД.И что совсем хорошо — это фрагмент урока, так как разъяснения мы получаем именно на практике.

  5. Ирина говорит:

    Мне очень понравилась эта статья, удачно разработан урок, так как на нём у детей развиваются требуемые УУД. Видно, что учитель планирует уроки по ФГОС. Спасибо за предоставленный опыт, возьму на вооружение.

  6. Олеся Мельник говорит:

    Наконец-то после долгих лет поиска мы пришли к выводу-«школа должна научить ребёнка учиться, жить, работать и зарабатывать». Начальная школа- это действительно очень важный этап в жизни маленького человека. Очень хорошо,что это начинают осознавать в среднем звене. Действительно, каждый компонент содержания обучения в начальной школе является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих. Я согласна,что начинать всегда сложно. Но, если данная технология РКМЧП позволяет формировать и развивать нового человека XXI века, научить его мыслить более эффективно, развивать у него умение думать, то её можно и нужно применять в своей работе. Очень понравился фрагмент урока русского языка в 4 классе с использованием технологии РКМЧП. Спасибо за труд.

  7. Груздева Л.Г. говорит:

    На мой взгляд, ТРКМ представляет большой интерес как целостная система, обеспечивающая формирование всех видов УУД и, позволяющая тем самым, решить большой спектр проблем в образовательной сфере. Организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки. Я также активно использую на уроках русского языка и литературного чтения такие приёмы, как кластер и синквейн. Есть неплохие результаты. Полностью поддерживаю автора статьи. Успехов в работе!

  8. Быкова Валентина говорит:

    Технология «Развитие критического мышления» безусловно направлена на формирование всех видов УУД.Всегда интересно применять на уроках что-то новое.Возьму ваш опыт на заметку.
    Успехов Вам в работе.

  9. СВЕТЛАНА: говорит:

    Оксана Георгиевна,мне очень понравилась эта статья, удачно разработан урок, так как на нём у детей развиваются требуемые УУД. Видно, что учитель планирует уроки по ФГОС. Спасибо за предоставленный опыт, возьму на вооружение

  10. Надежда Котегова говорит:

    Мне очень понравилась Ваша статья, спасибо!

  11. Комогорцева Л. В. говорит:

    Статья актуальна. Наступило время перемен. Учитель должен перестроиться на новые технологии и формировать нового человека . Спасибо за фрагмент урока

  12. Очаковская В.В. говорит:

    Статья понравилась,очень значимая.Хорошо ,что присутствует фрагмент урока,который составлен в соответствии с ФГОС,

  13. Голятина Екатерина говорит:

    Спасибо. Очень познавательная статья. В работу по ФГОС мне предстоит окунуться на будующий год и ваш опыт мне очень пригодится.

  14. Тюкавкина Светлана говорит:

    Спасибо за вашу статью. Действительно время не стоит на месте, оно требует необходимых перемен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *