Оценочная деятельность учителя и учащихся в рамках предмета «Русский язык» УМК « Гармония»

Оценочная деятельность учителя и учащихся в рамках предмета

 «Русский язык»  УМК « Гармония»

Козлова  Любовь Валентиновна,

учитель начальных классов

    МБОУ Досатуйская СОШ

Приаргунского района

 

            Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности.  

В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования на начальной ступени общего образования выступают планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы. Особенность современной системы оценки достижений школьников  по освоению программы начального образования состоит в требовании комплексного подхода к оценке результатов     личностных, метапредметных и предметных.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

— стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;

— текущие проверочные работы;

— тестовые диагностические работы;

— устный опрос;

— «портфолио» ученика.

Стартовая диагностика — результаты обследования общей готовности первоклассников к обучению в школе и результаты оценки их готовности к изучению данного курса.

Текущее оценивание — экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ), объективизированные методы (анализ письменных работ учащихся).

Итоговое оценивание (итоговая комплексная письменная работа).

В осуществлении текущей контрольно-оценочной деятельности я использую оценочные листы, тексты текущих (тематических) и рубежных (четвертных) контрольных работ. Все эти задания направлены на проверку сформированности у учащихся предметных умений. Однако, наблюдения за деятельностью класса в процессе работы, качество её выполнения  позволяют сделать выводы об освоении учащимися  универсальных учебных действий.

Так, например, умение оперативно определить какую  букву нужно написать при     списывании    или письме под диктовку,  можно судить о степени сформированности у учащихся ряда регулятивных учебных действий: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, действовать по плану, осуществлять самоконтроль.

При  взаимопроверке детских  работ происходит  становление  коммуникативных УУД: умение донести свою позицию до других, умение выслушать позицию другого, умение согласиться с другой точкой зрения, умение отстоять свою точку зрения. участие в совместных действиях, контроль действия партнера и другие.

Таким образом, как ежедневно на уроках, так и при проведении проверок качества освоения материала по русскому языку отслеживаю  становление   у учеников не только предметных умений, но и различных универсальных учебных действий.

Для текущей проверки знаний учащихся использую программу CoolTest,  (ЭОР на сайте «УМК Гармония») и индивидуальные рабочие тетради «Тестовые задания по русскому языку».

Для итоговой оценки  проводится комплексная проверочная работа, которая предполагает выявление планируемых результатов обучения русскому языку учебного года. Метапредметные и предметные результаты выявляются в комплексе.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к овладению системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Листы заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Результаты проверочных работ и ошибки детей отмечаю в тетради контроля для того, чтобы  доработать  допущенные недочеты и отследить динамику роста ученика. Тетрадь  контроля ведется все четыре года.

Оценочная деятельность учащихся прослеживается при работе с учебником русского языка (М.С. Соловейчик). Ученик в постоянном поиске и открытии «секретов» письма. Сделав вывод, ребёнок сверяет своё рассуждение  с тем, что дано в учебнике. Дети учатся работать по памяткам, обязательным пунктом которых является «Проверь», «Поработай корректором», «Сравни с образцом». На страницах учебника два персонажа отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик-иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняют то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действие исправить, объяснить ему и т.п. Отсутствие достаточных знаний создает необходимость их пополнения. Ответы на вопросы Антона и мальчика-иностранца, способствуют увидеть и оценить своё продвижение вперёд.

Таким образом, современная и эффективная форма оценивания позволяет  поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся.

 

 

Используемая литература

  1. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония», Смоленск Ассоциация XXI век, 2012 г.

 

Интернет – ресурсы

  1. http://pedsovet.su/load/141-1-0-24343
  2. http://www.umk-garmoniya.ru/

8 комментариев на «Оценочная деятельность учителя и учащихся в рамках предмета «Русский язык» УМК « Гармония»»

  1. Наталья Витальевна говорит:

    Тему статьи считаю актуальной. По оцениванию личностных, предметных и метапредметных результатов принимается решение о готовности выпускников начальной школы. В статье есть ответы на интересующие многих учителей вопросы: Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить освоена ли система опорных знаний? Спасибо за полезную статью, за интернет-ресурсы. Желаю Вам удачи!

  2. Лидия говорит:

    Уважаемая Любовь Валентиновна, Ваш кропотливый труд заслуживает уважения. Внедрять новое всегда непросто. Спасибо за то, что Вы вносите свой определенный вклад в формирование системы оценки результатов образования в начальной школе.

  3. Наталья говорит:

    Спасибо! За интересный материал.

  4. Валерия говорит:

    спасибо за статью, очень интересно)

  5. Быкова Валентина говорит:

    Тема очень актуальная.Традиционная система оценки не формирует
    оценочную самостоятельность учащихся.А новая система сочетает
    комплексный подход к оцениванию.И нам еще многому надо учиться.
    Спасибо,что делитесь своим опытом.

  6. Ушакова Н.Н. говорит:

    Считаю статью очень актуальной. Как оценивать детей, какие применить диагностики, чем отличается отметка от оценки — это те вопросы которые часто задают вопросы учителя. Автор дает вполне обоснованные ответы. Спасибо вам за ваш труд.

  7. Евгения Романюк говорит:

    Статью считаю актуальной. Спасибо !

  8. Единархова Л.Н.. говорит:

    Статья содержательная.Я считаю,что действительно нужно применять новые методы в оценивании детей.Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *