Педагогические приёмы формирования УУД
Сташкевич Елена Александровна
ЗДУВР МБОУ «СОШ №2» г.Читы
Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формированию УУД. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей. Имея опыт работы по разным образовательным программам – «Школа 2100», «Гармония», Система Л.В. Занкова, «Школа России», я пришла к выводу, что успешность дальнейшего обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.
Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить интерес к учебному материалу, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, — зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности.
Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом, который формирует коммуникативные и познавательные УУД: « Удивляй! ». Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное: Например, Окружающий мир «О воде », 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег.Этот урок можно начать с загадки: «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда». Можно выслушать предположения детей, о какой стране идет речь.«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств».
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает прием: «Отсроченная отгадка». В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке. Например: Окружающий мир.«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете, о каком?» Можно выслушать предположения детей, о каком животном идет речь.«Нет, это не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента». Или «На следующем уроке мы узнаем, какая самая маленькая страна на Земле». Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием: «Фантастическая добавка». Я дополняю реальную ситуацию фантастикой. Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь — речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
«Лови ошибку». Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).
Повторение пройденного на уроке. Самый непродуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
«Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
«Пересечение тем». Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: Русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении». Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как: «Игровая цель». Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например: Математика. «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.
«Логическая цепочка». Всем известна игра в города. Например: Русский язык. «Назвать словарные слова». Например: осина, аллея, яблоко и так далее.« Да» и «нет » говорите». Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников. Можно загадывать нечто (число, предмет, героя). Ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы можно отвечать только словами: «да», «нет», «да и нет». Особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.
Оценивание. Главная цель оценки – стимулировать познание, избежать негативные последствия оценивания. Для формирования адекватной самооценки в школе введено безотметочное обучение в 1-х классах. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучение оцениванию своих работ с помощью «линеечек». Важно, что «линеечки» с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцировано. Например: красиво, правильно, трудно, я старался и так далее. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.
Таким образом, включение в урок нестандартных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов. –М.: Просвещение, 2010.
2. Воронцов, А.Б., Заславский, В.М., Егоркина, С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – М.: Просвещение, 2009.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
4. Интернет-ресурс http://edu.znate.ru/docs/1115/index-1875.html
Статья интересная! Беру себе на заметку.
Спасибо за интересные педагогические приёмы формирования УУД! По новым стандартам работаю первый год, ваши наработки возьму во внимание.
Немаловажным результатом использования описанных приемов в условиях реализации ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Замечательные приемы! Спасибо! Я пользуюсь некоторыми приёмами. А для оценки я использую прием «Райтинг»: завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.
Людмила Александровна, приём «Райтинг»( или Рейтинг) я думаю формирует не только умения оценивать свой труд честно, но и учит находить свои ошибки. Приём «Райтинг» мне понравился, буду использовать в своей практике. Большое спасибо за Ваш труд!
Елена Александровна, большое спасбо за статью. Многие приёмы я использую в своей работе: оценивание,игровая цель,лови ошибку и другие. Очень понравился приём «Отсроченная отгадка» и «Фантастическая добавка». Буду использовать их в своей работе.