Приёмы работы с текстовой задачей
Агапова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
Газимуро – Заводского района
Решение текстовых задач в начальной школе способствует достижению многих целей учебно –воспитательной работы с учащимися. В задачах заложены большие возможности для повышения общего и математического образования учащихся: развивается логическое мышление, смекалка, формируются начала исследовательской работы.
Процесс решения текстовой задачи осуществляется поэтапно. В своей работе «Как решать задачу» Д. Пойа выдвигает четыре этапа решения задач:
1этап – осознание постановки задачи, её смысла;
2 этап – составление плана решения (гипотеза решения);
3 этап – осуществление полученного плана;
4 этап – исследование полученного решения.
Проведённая на первом этапе работа позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение её структуры и на осознание процесса её решения. При этом существенным является не отработка умения решать определённые типы текстовых задач, а приобретение учащимися опыта в семантическом и математическом анализе различных текстовых конструкций задач и формирование умения представлять их в виде схематических и символических моделей.
В своей практике применяю ряд приёмов, которые эффективны в формировании умения понять структуру задачи:
1.Составление условий к данному вопросу.
2.Постановка вопроса к данному условию.
3.Задачи с лишними и недостающими данными.
4.Задачи с вопросом, в котором спрашивается о том, что уже известно.
5.Поиск ошибки в условии задачи.
6.Деление текста задачи на смысловые части.
7.Решение задачи по данному к ней плану, решению и ответу.
8.Составление задач по некоторым исходным данным или с заранее определёнными условиями. Например, нужно составить задачу:
* зная, что дневная норма выработки одного мастера – штукатура для стен — 13 кв. м, а для потолка – 1 кв. м;
* которая решается тремя действиями деления;
* употребив в качестве данных числа 20, 25, 3;
* решаемую одним, двумя, тремя действиями, чтобы ответ был 120 кг.
Такие упражнения показывают детям, как составляются задачи, приучают детей к творческой работе.
Наибольшую трудность при составлении и осуществлении полученного плана решения задач представляет перевод текста с естественного языка на математический. Учащиеся не представляют себе жизненной ситуации, отражённой в задаче, не уясняют отношений между величинами в ней, зависимости между данными и искомыми, поэтому наблюдается механическое манипулирование числами. Чтобы облегчить этот процесс, нужно использовать вспомогательные модели – схемы, таблицы, чертежи, рисунки и др.
Значит, процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: словесная – вспомогательная (а это может быть и предметная, и графическая модели) – математическая.
В работе над текстовыми задачами применяю современные методические приёмы, такие, как:
1.Приём наглядной интерпретации задачи, особенно при решении задач на части и по содержанию.
2. Практическое решение, связанное с проигрыванием задачи.
3. Изменение одного из данных с последующим анализом того, как в зависимости от изменения этого данного изменяется ответ задачи. Этот приём чаще используется при решении задач на пропорциональную зависимость и помогает сформировать у учащихся чёткое представление о характере тех взаимосвязей, которые могут быть устранены между величинами, рассматриваемыми в задаче.
Исследования полученного решения должны включать следующие позиции:
соотнесение решения со связями, выявленными при анализе текста задачи;
является ли найденное решение верным, если нет, какого рода допущена ошибка – логическая или вычислительная;
является ли найденное верное решение единственным или нужно найти другие верные решения;
при каких данных задача имеет решение, а при каких нет;
существуют ли такие данные, при использовании которых решение задачи становится проще или сложнее.
Формированию общего умения решать задачи способствуют различные формы работы с решённой задачей:
1.Приём сравнения решений задачи, выбор рационального решения. Но, не рассмотрев другие (арифметические) способы, дети не смогут сделать вывод о том, какой из них рациональный и почему.
2.Решение задач различными способами (это может быть и арифметический, и графический, и предметный, и алгебраический).
3. Более высокая подготовленность учащихся позволяет использовать такой приём, как обсуждение готовых способов (или способа) решения задачи.
4.Продолжение начатого решения.
5.Приём отыскивания решения задачи по предложенному плану.
6.Группа упражнений связана с частично или полностью решённой задачей. Например: нужно закончить решение задачи (одним, двумя действиями). Правильно ли начато решение задачи? Какой вопрос и действие к нему лишние в решении задачи? Восстанови пропущенное действие в решении задачи.
7. Решение обратных задач.
Постановка различных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают опыт анализа текста задачи, его преобразования и конструирования, оказывают положительное влияние на формирование у детей умения решать задачи.
Список используемой литературы
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2008.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей /Сост. Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырёва. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005.
4. Целищева И. И. Работа с текстовой задачей. /Начальная школа. №1. 2008.
Статья очень интересная. Действительно, многие дети, выпускники начальной школы, не умеют решать текстовые задачи.Статья поможет педагогам научить детей решать текстовые задачи, используя приемы, предложенные автором.
Учащиеся часто испытывают трудности при работе с текстовыми задачами, статья полезная. интересная, буду использовать в своей дальнейшей работе. спасибо автору!
Спасибо за статью. Большинство детей встречают трудности при решении задач. Я думаю, что ваши приемы помогу педагогам в обучении детей.
Одна из трудностей для учащихся начальной школы -_решение текстовых задач. Автор статьи доступно описал приёмы, которые использует на уроке при решении текстовых задач. Такая работа в системе даёт возможность усвоить данную тему. Некоторые приёмы буду использовать в своей работе. Спасибо!
Здравствуйте Ольга Васильевна. Спасибо за статью мне очень она понравилась. Так как на сегодняшний день эта тема актуальна. Многие дети при решении текстовых задач сталкиваются с трудностями и не умеют их решать. Формирование умение решать текстовые задачи — работа кропотливая и трудная. Приёмы которые вы используете при формировании умения понять структуру задачи несомненно помогают размышлять и анализировать текст задачи. Буду чаще использовать такую работу на уроке.
Ольга Васильевна затронула наиболее одну из самых трудных целей при обучении в школе — научить решать детей задачи. Это очень кропотливая и интересная работа. Чувствуется, что у педагога накоплен большой опыт, поэтому хочется чтобы автор опубликовал ещё и приложение к этой статье: конспекты уроков, наглядность которую она применяет. Спасибо за труд!
Большое спасибо за статью. В данный момент эта тема актуальна. Большая часть учащихся сталкиваются с трудностями при решении задач, а эти приемы способствуют развитию логического мышления, математической грамотности. Поэтому Ваша статья является большим помощником для молодых специалистов.