Приёмы работы с текстовой задачей

Приёмы работы с текстовой задачей

Агапова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

Газимуро – Заводского района

 

Решение текстовых задач в начальной школе способствует достижению многих целей учебно –воспитательной работы с учащимися. В задачах заложены большие возможности для повышения общего и математического образования учащихся:  развивается логическое мышление, смекалка, формируются начала исследовательской работы.

Процесс решения текстовой задачи осуществляется поэтапно. В своей работе «Как решать задачу» Д. Пойа  выдвигает четыре этапа решения задач:

1этап – осознание постановки задачи, её смысла;

2 этап – составление плана решения (гипотеза решения);

3 этап – осуществление полученного плана;

4 этап – исследование полученного решения.

Проведённая на первом этапе работа позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение её структуры и  на осознание процесса её решения. При этом существенным является не отработка умения решать определённые типы текстовых задач, а приобретение учащимися опыта в семантическом и математическом анализе различных текстовых конструкций задач и формирование умения представлять их в виде схематических и символических моделей.

В своей практике применяю ряд приёмов, которые эффективны в формировании умения понять структуру задачи:

1.Составление условий к данному вопросу.

2.Постановка вопроса к данному условию.

3.Задачи с лишними и недостающими данными.

4.Задачи с вопросом, в котором спрашивается  о том, что уже известно.

5.Поиск ошибки в условии задачи.

6.Деление текста задачи на смысловые части.

7.Решение задачи по данному к ней плану, решению и ответу.

8.Составление задач по некоторым исходным данным или с заранее определёнными условиями. Например, нужно составить задачу:

* зная, что дневная норма выработки одного мастера – штукатура для стен —  13 кв. м, а для потолка – 1 кв. м;

* которая решается  тремя  действиями деления;

* употребив в качестве данных числа 20, 25, 3;

* решаемую одним, двумя, тремя действиями, чтобы ответ был 120 кг.

Такие упражнения показывают детям, как составляются задачи, приучают детей к творческой работе.

Наибольшую трудность при составлении и осуществлении полученного плана решения задач представляет перевод текста с естественного языка на  математический. Учащиеся не представляют себе жизненной ситуации, отражённой в задаче, не уясняют отношений между величинами в ней, зависимости между данными и искомыми, поэтому наблюдается механическое манипулирование числами. Чтобы облегчить этот процесс, нужно использовать вспомогательные модели – схемы, таблицы, чертежи, рисунки и др.

Значит, процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: словесная – вспомогательная (а это может быть и предметная, и графическая модели) – математическая.

В работе над текстовыми задачами применяю современные методические приёмы, такие, как:

1.Приём наглядной интерпретации задачи, особенно при решении задач на части и по содержанию.

2. Практическое решение, связанное с проигрыванием задачи.

3. Изменение одного из данных с последующим анализом того, как в зависимости от изменения этого данного изменяется ответ задачи. Этот приём чаще используется  при решении задач на пропорциональную зависимость и помогает сформировать у учащихся чёткое представление о характере тех взаимосвязей, которые могут быть устранены между величинами, рассматриваемыми в задаче.

Исследования полученного решения должны включать следующие позиции:

соотнесение решения со связями, выявленными при анализе текста задачи;

является ли найденное решение верным, если нет, какого рода допущена ошибка – логическая или вычислительная;

является ли найденное верное решение единственным или нужно найти другие верные решения;

при каких данных задача имеет решение, а при каких нет;

существуют ли такие данные, при использовании которых решение задачи становится проще или сложнее.

Формированию общего умения решать задачи способствуют различные формы работы с решённой задачей:

1.Приём сравнения решений задачи, выбор рационального решения. Но, не рассмотрев другие (арифметические) способы, дети не смогут сделать вывод о том, какой из них рациональный и почему.

2.Решение задач различными способами (это может быть и арифметический, и  графический, и  предметный, и  алгебраический).

3. Более высокая подготовленность учащихся позволяет использовать такой приём, как  обсуждение готовых способов (или способа) решения задачи.

4.Продолжение начатого решения.

5.Приём отыскивания решения задачи по предложенному плану.

6.Группа упражнений связана с частично или полностью решённой задачей. Например: нужно закончить решение задачи (одним, двумя действиями). Правильно ли начато решение задачи? Какой вопрос и действие к нему лишние в решении задачи? Восстанови пропущенное действие в решении задачи.

7. Решение обратных задач.

Постановка различных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают опыт анализа текста задачи, его преобразования и конструирования, оказывают положительное влияние на формирование у детей умения решать задачи.

 

Список используемой литературы

1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2008.

2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3.  Обучение младших школьников решению текстовых задач: Сборник статей /Сост. Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырёва. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005.

4. Целищева И. И. Работа с текстовой задачей. /Начальная школа. №1. 2008.

 

7 комментариев на «Приёмы работы с текстовой задачей»

  1. Любовь Анатольевна говорит:

    Статья очень интересная. Действительно, многие дети, выпускники начальной школы, не умеют решать текстовые задачи.Статья поможет педагогам научить детей решать текстовые задачи, используя приемы, предложенные автором.

  2. Ирина Козьмина говорит:

    Учащиеся часто испытывают трудности при работе с текстовыми задачами, статья полезная. интересная, буду использовать в своей дальнейшей работе. спасибо автору!

  3. Тамара говорит:

    Спасибо за статью. Большинство детей встречают трудности при решении задач. Я думаю, что ваши приемы помогу педагогам в обучении детей.

  4. Наталья говорит:

    Одна из трудностей для учащихся начальной школы -_решение текстовых задач. Автор статьи доступно описал приёмы, которые использует на уроке при решении текстовых задач. Такая работа в системе даёт возможность усвоить данную тему. Некоторые приёмы буду использовать в своей работе. Спасибо!

  5. Татьяна Анатольевна говорит:

    Здравствуйте Ольга Васильевна. Спасибо за статью мне очень она понравилась. Так как на сегодняшний день эта тема актуальна. Многие дети при решении текстовых задач сталкиваются с трудностями и не умеют их решать. Формирование умение решать текстовые задачи — работа кропотливая и трудная. Приёмы которые вы используете при формировании умения понять структуру задачи несомненно помогают размышлять и анализировать текст задачи. Буду чаще использовать такую работу на уроке.

  6. Муромова Анна говорит:

    Ольга Васильевна затронула наиболее одну из самых трудных целей при обучении в школе — научить решать детей задачи. Это очень кропотливая и интересная работа. Чувствуется, что у педагога накоплен большой опыт, поэтому хочется чтобы автор опубликовал ещё и приложение к этой статье: конспекты уроков, наглядность которую она применяет. Спасибо за труд!

  7. Татьяна говорит:

    Большое спасибо за статью. В данный момент эта тема актуальна. Большая часть учащихся сталкиваются с трудностями при решении задач, а эти приемы способствуют развитию логического мышления, математической грамотности. Поэтому Ваша статья является большим помощником для молодых специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *