Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Сапожникова Анастасия Павловна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 15, г. Борзи

 

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования стала актуальна проблема  формирования коммуникативной деятельности детей.  Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.

В развивающей системе Л. В. Занкова требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий выполняются уже сегодня.

«Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных  универсальных учебных действий» [3].

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее.  Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут «контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития  коммуникативных универсальных учебных действий» [1].

Мы решили рассмотреть  развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает:

— формирование целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;

— формирование экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

— воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих;

— воспитание личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также «комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе» [2].

Кроме личностных, регулятивных и познавательных действий развиваются и коммуникативные способности учащихся: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Необходимо, чтобы на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы учитель мог определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на нее. Из этого следует, что часть вышеназванных «действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут созданы условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий» [4, 15].

В ходе выполнения задания учащиеся должны будут взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них будут формироваться следующие умения: допускать возможность существования различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи.

 

 Список использованных источников

1.  Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:  Учебное издание./ Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: 2010.

3. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных  умений младших школьников. — М.: Просвещение,  2005.

4. Трафимова Г. В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу Окружающий мир». — Самара: Учебная литература; Федоров, 2010.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *