Самостоятельная работа как способ формирования универсальных учебных действий

Самостоятельная работа как способ формирования универсальных учебных действий

 

                                                                                                                   Усова Ольга Егоровна,

учитель начальных классов

МБОУ Подойницынская СОШ

Балейского района

 

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личного развития. Учебная самостоятельность определяется как умение учить себя, т.е. расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Самостоятельная учебная деятельность формируется различными средствами, из которых, наиболее распространенным является самостоятельная работа. В условиях современного обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника. Самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, прилагая усилия и проявляя активность. Формой самостоятельной работы является задание, содержанием – учебная задача.

В соответствии с компонентами учебной деятельности выделяют следующие виды самостоятельных работ, используемых на уроке:

1. Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи. Содержит задания, направленные на формирование общего способа действий, побуждающего школьника задуматься над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и чего не знает в предполагаемом для работы содержании. Самостоятельную работу данного вида желательно проводить в групповой форме.

2. Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи. Содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде. Новые правила, определения становятся результатом самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Данный вид самостоятельной работы рекомендуется проводить в групповой и парной форме.

3. Самостоятельная работа на этапе решения частнопрактических задач. Формирует способность умения выполнения поставленной задачи путем обращения к общему способу действия.

4. Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля. Наиболее ценной проверкой самостоятельной работы является самоконтроль – свойство человека, заключающееся в стремлении и умении регулировать свою деятельность и поведение. Опыт показывает, что дети лучше замечают чужие ошибки, поэтому важно проводить на уроке взаимоконтроль. Это вырабатывает добросовестное отношение к работе.

Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.      Поэтому задача учителя – организовать самостоятельную работу на уроке таким образом, чтобы она поставила ученика в активную позицию, учила усваивать предложенный способ проработки учебной информации, формировала умения планировать свою деятельность, осознанно ориентироваться в учебном материале.

Самостоятельная работа на уроке проводится в разных формах. Одна из них – фронтальная самостоятельная работа. Главное преимущество фронтальных самостоятельных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству.

На уроках необходимо использовать также индивидуальную самостоятельную работу. Индивидуальная работа является мощным источником развития способностей и средством самовыражения личности.

Эффективна организация самостоятельной работы и в парах.

Большую роль в организации самостоятельной работы имеют средства обучения.

К дидактическим средствам, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний относятся учебники, рабочие тетради. Современные учебники начальной школы содержат богатый материал для развития внимания, мышления, познавательных потребностей учащихся. Рассмотрим возможные варианты организации самостоятельной работы на примере урока математики во 2 классе через систему заданий учебника Н. Б. Истоминой.

 

1. Задания 112, 113, 114 учащиеся выполняют самостоятельно индивидуально и в парах. В результате ученики осознают, что они уже знают и умеют, а с чем пока не могут справиться самостоятельно. В итоге формулируется учебная задача.

2. Задание 116 выполняется в парах. Отрабатывается одна из операций, которая входит в вычислительный прием. Учащиеся самостоятельно записывают равенства, используя наглядность, т.е. устанавливают соответствие между предметными и символическими моделями.

3. Задания 117, 118, 119. Учащиеся усваивают уже две основные операции, которые входят в вычислительный прием. Они работают в парах, проговаривая действия, выполняемые с предметными моделями.

4. Для закрепления изученного вычислительного приема используется задание 120, в котором учащиеся записывают самостоятельно выражения из трех слагаемых: (7+3+2) и находят их значения, а также задание №56 из ТПО №1, в котором нужно самостоятельно вписать числа в «окошки». При обсуждении результатов самостоятельной работы нужно обосновать свои действия, например: 7+5=7+3+2, т.к. 5 это 3 и 2.

Таким образом, вариативность учебных заданий, опора на опыт ребенка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций, позволяют учителю организовать на уроке самостоятельную учебную деятельность учащихся, через которую формируются у учащихся не только предметные знания и умения, но и личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия.

 

Литература:

1.Истомина Н.Б. Математика: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011.

2.Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

3.Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе: Практич. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2008.

4.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.,2000.

5.Программы общеобразовательных учреждений. Математика: программа 1-4 классы / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012.

6.Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов н/Д: Учитель, 2003.

 

8 комментариев на «Самостоятельная работа как способ формирования универсальных учебных действий»

  1. Наталья Витальевна говорит:

    Спасибо, Ольга Егоровна, за статью! Статья полезна и актуальна. По новым стандартам урок строится по технологии деятельностного метода обучения, где увеличивается роль самостоятельной деятельности младших школьников. В статье очень хорошо раскрыты разные виды и формы самостоятельной работы.В своей практике я тоже использую похожие варианты организации самостоятельной работы учащихся. Желаю Вам удачи!

  2. Людмила говорит:

    Статья актуальна. Чтобы научить ребенка учиться, надо научить его самостоятельно работать на уроке. И это надо начинать с первых дней обучения в школе. Автор молодец!

  3. Елена говорит:

    Согласна с автором статьи. Действительно, через самостоятельную работу на уроке можно формировать все виды УУД. Важна ее организация. И в этом нам помогают учебники программы «Гармония». Автор показала это на примере урока. Спасибо!

  4. СВЕТЛАНА: говорит:

    Спасибо, Ольга Егоровна, за статью! Статья полезна и актуальна. По новым стандартам урок строится по технологии деятельностного метода обучения, где увеличивается роль самостоятельной деятельности младших школьников. В статье очень хорошо раскрыты разные виды и формы самостоятельной работы.

  5. Нина говорит:

    Спасибо,Ольга Егоровна!Статья актуальна. Чтобы научить ребенка учиться, надо научить его самостоятельно работать на уроке. И это надо начинать с первых дней обучения в школе. Автор молодец!

  6. Субуханкулова Светлана Николаевна говорит:

    Самостоятельная работа является большим «помощником» в малокомплектных классах. Автор достаточно хорошо показывает разнообразные виды и формы самостоятельной работы, которые могут использовать педагоги в своей деятельности, реализую УУД.

  7. Татьяна Курилова говорит:

    Статья актуальна, полезна.Я буду использовать в своей работе виды и формы самостоятельной работы.

  8. Лариса говорит:

    Статья нужная. Через самостоятельную работу на уроке формируются все виды УУД.Чтобы научить ребенка учиться — нужно научить его самостоятельности.Спасибо автору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *