Современный урок в системе Л. В. Занкова

Ширибазарова Наталия Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 52  г. Чита

 

Современные дети удивляют тем, что с раннего детства легко и уверенно пользуются телефонами, планшетами, компьютерами, могут найти интересующие игры и мультфильмы в сети Интернет. Кроме этого ребёнок получает много информации по радио, телевидению, из журналов, газет, книг и т.д. Ребёнку необходимо научиться извлекать из огромного потока необходимую и интересующую его информацию, «отсеивать» лишнее и ненужное. От того как ребенок может ориентироваться в потоке информации зависит его и обучение в школе, и профессиональное обучение, и совершенствование в трудовой деятельности; поэтому это умение надо формировать в начальной школе.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Каждая система обучения имеет свои особенности в структуре урока, организации, методах, решаемых задачах на уроке. Какие же особенности имеет урок в системе Л. В. Занкова?

Обучение младших школьников по ФГОС основано на применение на уроках системно-деятельностного подхода, благодаря которому дети не получают информацию репродуктивным путём, а приходят к нужной информации сами, проводя исследования, сопоставляя данные, выдвигая гипотезы, сравнивая предметы, понятия. Всё это заложено в принципах и типических свойствах обучения по системе Занкова. Коллизия, проблемные ситуации на уроке заставляет учеников осознать нехватку имеющейся у них информации, подогревает интерес к изучаемому. Ученики выдвигают гипотезы, анализируют, делают умозаключения, доказывают и отстаивают свою точку зрения. Дети включаются в диалог на уроке. Учитель создаёт такие условия, при которых каждый ученик не боялся бы высказывать свои мысли. В полной мере этому помогают учебники системы Л.В. Занкова. Рассмотрим задания, представленные в учебнике И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской, С.Н. Кормишиной «Математика» 3 класс.

Задание 8. Для измерения площади квадрата Оля, Соня и Максим выбрали разные мерки. Все дети удачно выбрали мерки? Объясни. Какую мерку ты считаешь наиболее удобной? Почему?

Задание 29. 1) В чём сходство и различие уравнений? 2) не решая уравнений, запиши их в порядке убывания корней. 3) Реши уравнения. Твоё расположение уравнений в порядке убывания их корней было верно?

На уроке меняется привычная для всех роль учителя. Учитель лишь направляет детей, помогает им. Нет привычной длинной монологической речи учителя, говорят дети, они равноправные участники диалога. Такой путь усвоения информации оставляет яркие вспышки в восприятии, затрагивает чувственную сферу, а это влияет на уровень усвоения информации.

Учитель учит детей слушать друг друга, не прерывать речь, не осуждать за ошибки одноклассников, а попытаться вместе найти путь решения проблемной ситуации. Для этого надо научиться работать всем вместе и в группах. Группы могут быть постоянного состава (например, ученики одной парты или четвёрки учеников, сидящих на соседних партах) и группы сменного состава, организованные на основе добровольного выбора учащихся, по жребию, созданные в ходе выполнения определённых заданий и т.д. Задания, которые надо выполнить группой, помечены в учебниках особыми значками. Увидев значок, ученики могут сами предложить способ разделения на группы. Работая в группе, учащиеся должны сами научиться распределять роли, научится прислушиваться друг к другу, вместе делать выводы. Но это не значит, что все задания на уроке выполняются только сообща. Индивидуальная самостоятельная работа может быть поискового характера при изучении нового материала  и самостоятельная работа, когда для решения задания дети оперируют имеющимися знаниями или только что полученными.  Таким  образом, урок в системе Л.В. Занкова направлен на применение разных форм организации деятельности учащихся  (фронтальная, групповая и индивидуальная).

Вариативность обучения по системе Л.В. Занкова предполагает, что одно и тоже задание можно выполнить разными способами. Этому дети приучаются с первых уроков, выполняя задания, в которых требуется найти несколько решений. Выполняя такие задания, учащиеся учатся мыслить многогранно.

Например, задание 43. Поставь вместо  * такие цифры, чтобы получились верные равенства. Сколько решений найдено для каждого равенства?

Задание 153. На какие две группы можно разделить фигуры на рисунке? Запиши номера и общее название каждой группе фигур. Раздели фигуры на две группы по другому признаку.

Необходимо отметить, что для создания таких условий обучения  необходима нетрадиционная структура урока, имеющая свои особенности. Занковский урок имеет гибкую структуру. Урок может начинаться сразу с нового задания. Это заставляет детей с первых минут включаться в активную познавательную деятельность. Можно предложить ученикам самим выбирать, с чего начать урок: с повторения или с изучения нового материала. Так как ученики-занковцы любят выдвигать гипотезы, искать разные пути решения, сравнивать и анализировать, то обычно дети просят начать урок именно со знакомства с новыми знаниями.

Проверка домашнего задания может быть как в начале, так и в середине или конце урока. Причем домашнее задание на уроке может быть задано всем учащимся,  группе или индивидуально, задание можно предложить выбрать самому ученику.

Этапы урока по времени строго не ограничены, так как невозможно рассчитать, сколько необходимо времени учащимся, чтобы прийти к нужному выводу. Учитель при подготовке к уроку может только предположить, сколько времени займет выполнение того или иного задания, поэтому на уроке часто приходится перестраиваться, изменять план, импровизировать. Но это не значит что, гипотезы и умозаключения могут увести детей в любом направлении. Учитель направляет детей, помогает прийти к нужному выводу. Ученики выполняют главную роль в открытии нового. Это воспитывает в детях самостоятельность и чувство уверенности при принятии любого решения, качества, необходимые современному человеку.

Таким образом, урок в системе Л. В. Занкова – это шаг в развитии каждого ребёнка. На уроке дети делают открытия, познают окружающий мир, учатся общаться и жить в обществе, учатся учиться, у них развивается стремление к самообразованию, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Список использованных источников

1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса: в 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

2. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

3. Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В. Занкова – что это такое?  – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008.

 

4. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.

 

5. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова– Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *