Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в первом классе

Притечко Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

МОУСОШ № 15  г. Борзя

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия  — это «совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения» [4]. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Рассмотрим  формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 1 классе.

Для формирования коммуникативных универсальных действий на  уроках мы  используем  выполнение творческих заданий (устно), инсценирование, пересказ от лица героя, от своего лица, а также задания, где необходимо  продолжить  рассказ, написать  записку или приглашение на день рождение для друзей, отредактировать инструкцию. Можно писать вместе с детьми  сказки и коллективно их обсуждать. Это развивает у детей сопереживание, доброту, понимание, а также умение оценивать не только свою работу, но и работу других учеников.  Такая работа ведется  с первого класса, и ребята становились активными участниками образовательного процесса.

Чтобы обучающиеся могли с первого класса оценивать результат своей работы разумно задавать уточняющие вопросы:

— Вы согласны с мнением?

— Верно ли сделан выбор?

— Что получилось, а что нет?

Также ученики знакомятся с правилами речи и общения. «Коммуникативные действия считают сформированными, когда ученик смело вступает в разговор с окружающими, соблюдая правила и нормы общения, решает конфликтную ситуацию, работает в паре» [1].

Приведу примеры заданий на развитие коммуникативных учебных действий на уроках русского языка.

Задание №1 (Классификация по самостоятельно найденным основаниям)

Распределите слова (волк, акация, огород, страх, укол, стриж, я)  на группы.

Предусматривается работа в группах. Для этого повторяются правила работы в группе:

Распределяем обязанности каждого в группе.

Знакомимся с заданием.

Обсуждаем выполнение.

Учимся слушать друг друга.

Сигнализируем о готовности.

Дети представляют варианты деления слов на группы по самостоятельно найденным основаниям, доказывают свою точку зрения, соглашаются (или не соглашаются) с ответами своих одноклассников. [2]. В результате выполнения задания  учащиеся осваивают коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге (договариваются между собой, кто будет озвучивать ответ,  находят общее решение и предоставляют его классу на обсуждение).

Задание №2

Наблюдение над языковым материалом. Группировка слов по разным признакам.

На доске слова: поёт, ёлка, ползёт, свёкла.

-Прочитайте слова. Что в них общего? (во всех словах есть буква ё, все слова двусложные.)

-На сколько групп можно разделить данные слова? ( На две группы: предметы, действия предметов.)

— Задайте вопросы к словам каждой группы.

— Назовите слова, которыми, обозначают предметы. Посчитайте количество букв и звуков в словах. ( В слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков, так как буква ё в начале слова обозначает два звука [й,] [о]). В слове свёкла – 6 букв и 6 звуков, так как буква ё указывает на мягкость согласного и обозначает один звук [о].

— Назовите слова, которые обозначают действия предметов, поставьте к ним вопросы. (Что делает? – поёт; что делает? – ползёт.)

— Определите количество букв и звуков в этих словах, обоснуйте свой ответ.

( В слове поёт – 4 буквы, 5 звуков: буква ё после гласных обозначает два звука: [й,] [о]. В слове ползёт – 6 букв, 6 звуков. Буква ё указывает на мягкость согласного звука и обозначает один звук [о].

— Как можно разделить эти слова на две группы по количеству букв и звуков? (первая группа: поёт, ёлка, вторая группа: ползёт, свёкла.)

— Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? Сформулируйте вывод. (в словах с буквой ё знак ударения не ставится.)

При выполнении таких заданий  дети учатся  учитывать  мнение других школьников, вступать в диалог, правильно строить высказывания. Ребята учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками,  определяют  цель деятельности на уроке (после предварительного обсуждения) и нести её на протяжении всего урока, а, следовательно, учатся правильно формулировать  вопросы,  находить ответ самостоятельно, либо в словаре, либо в других источниках.

 

Список использованных источников

 

1.  Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М.: Просвещение, 2010.

2. Полякова А.В. Русский  язык. 1класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2011.

3. Мисаренко Г.Г. Русский язык. 1класс. Закрепляем трудные темы. — М.: Эксмо, 2013г. — 64 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *