Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности

Якимова Елена Трофимовна,

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МБОУ  Приаргунская  СОШ

 

«Пусть живая, ищущая мысль ребёнка,                                                                                                рассуждения,  доказательство,    сопоставление

освещают все стороны изучаемых явлений

    и помогают  не только усвоению понятий,

но и овладению навыками»

Л.В. Занков

 

С давних времён речь человека была визитной карточкой. Умение  говорить красиво и правильно всегда высоко ценилось в обществе. И сейчас это остаётся актуальным. Уметь говорить, значить уметь мыслить, рассуждать и выражать своё мнение, возможно,  отличное от других. Это помогает человеку быть успешным  в обществе, не потерять себя, находиться постоянно  в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. «Развивающему обществу, — подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание» [2].

Целью образования, которую определяет ФГОС НОО является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [4]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Одним из видов универсальных учебных действий являются коммуникативные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей  (прежде всего, партнёра по общению или деятельности). Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным учебным действиям относится:

— «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функции участников, способов взаимодействия);

— постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

— разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск и оценка способов разрешения конфликтов, принятие решения);

-управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)» [2].

Младший школьный возраст — это особый этап в жизни ребенка, «связанный :

— с  переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);

— освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

— принятием социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

— формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умений:

— взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

— изменением самооценки ребенка, которая становится более адекватной и рефлексивной» [5].

Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослыми и сверстниками. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.

Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном  обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить  грамматически и синтаксически правильную  речь. Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.

Уже с первого класса дети   готовятся и принимают участие  в различных внеклассных мероприятиях: спортивных соревнованиях,  концертах, утренниках, классных часах,  конкурсах и т. д..  При подготовке таких мероприятий они учатся слышать и слушать друг друга, высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, соглашаться с ним или отстаивать свою точку зрения, при этом учатся выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актёрские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас. Но, как правило, в таких мероприятиях участвуют более успешные дети, владеющие определёнными умениями и навыками.  А что делать остальным детям? Поэтому в своём классе я стала вести театральный кружок  под  названием «Улыбка», где каждый ребёнок  может попробовать на себе любую роль и выбрать свою. На занятиях кружка предусматриваются различные задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалог к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения, сочинить сказку, фантазировать, подбирать рифмы. Инсценировка мультфильмов, народных сказок, где детям самим приходится распределять роли, подбирать реквизиты, игры-миниатюры «Объяснялки» (работа с пословицами), игры -пантомимы. На занятиях по ритмопластике учимся создавать образы с помощью жестов, мимики, учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Работа в группах учит детей осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, договариваться и находить общее решение, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.

Весь класс делили на группы, каждая группа получала задания творческого и исследовательского характера. Руководителями групп были выбраны родители нашего класса.  Присутствие взрослого человека в группе помогает обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе, разрешать конфликтную ситуацию через анализ её возникновения, сохранять уважительное отношение к партнерам, проявлять  внимание к личности каждого.  Ребята распределили роли, определили функции каждого члена группы, спланировали свою деятельность. Позже каждый смог выполнить все эти операции самостоятельно. В рамках подготовки к новому году поставили спектакль «Золушка», где ни один ребенок не остался без роли. Подготовка к спектаклю шла на протяжении двух месяцев. Ребята и их родители с интересом и азартом отнеслись к этому событию и с удовольствием, не жалея времени проводили репетиции, готовили костюмы и декорации. У каждой группы совместно с взрослыми было отдельное задание. Таким образом, разделение обязанностей помогло успешно провести новогодний праздник, а между детьми  и их родителями в этот момент укрепилось  взаимопонимание и уважение друг к другу.

Исходя из выше сказанного, формулируем  вывод- коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения, а умение работать в группах помогает не только на уроках, во внеурочное время, но и работе самоуправления в классе.

 

Список использованных источников

 

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. А.Г.Асмолов. 2010 г.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:  Учебное издание./ Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: 2010.

3. Программа формирования универсальных учебных действий https://docs0.google.com/document/edit?id=1qBwiyH8DmHJ6eNzncU9CwwOw0yND2UG9kpezi793IsM&hl=ru&authkey=CPKhpY8B&pli=1#

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я.  . М.: Генезис, 2009.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *