Формирование орфографического самоконтроля у младших школьников

Формирование  орфографического  самоконтроля у младших школьников

                    Синицина  Любовь  Николаевна,

МБОУ СОШ № 44

г. Читы

   

          На уроках русского языка формирование орфографического самоконтроля может рассматриваться как, самостоятельная задача, так как не сформированность  умений орфографического самоконтроля является одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников. Важно понимать, что ребёнку, выполняющему орфографическую задачу, необходимо знать все этапы орфографического действия: от постановки орфографической задачи, до осуществления самоконтроля. Только тогда орфографическое действие считается осуществлённым. Полнота, правильность и скорость выполнения орфографического действия, зависит от того, на какой стадии развития у ребёнка находится само действие самоконтроля.

         В своей работе я использую группы приёмов, которые способствуют формированию  действий самоконтроля.

В  первую  группу  входят  упражнения и приёмы, направленные на формирование итогового самоконтроля и его показателей: осознанности и эффективности. Сюда входят: списывание, упражнение на орфографическое проговаривание, комментированное письмо, самодиктант, работа с орфографическим словарём, работа над ошибками, орфографический разбор.

Вторая  группа – приёмы и  упражнения направленные на формирование пооперационного самоконтроля. Это упражнения  при выполнении которых необходима работа с алгоритмами, работа с памятками, « как списывать?» «как записывать свои мысли и слова?» «как обдумывать свой текст?» ( 2 класс М.С. Соловейчик Русский язык)  письмо с пропусками орфограмм. Также в этом учебнике учащиеся изучают темы: Учимся записывать орфографические задачи — это письмо с «окошечками», где, «спорят» две буквы. Также учащиеся знакомятся с орфографическим словарём, где можно узнать о правильном описании слов.  

Третья группа — это приёмы и упражнения, направленные на формирование выше указанных умений самоконтроля. Здесь обязательно нужно учитывать структуру орфографического действия. Их можно использовать  при фронтальном и индивидуальном, парном, групповом способах организации обучения.

Д. Б. Эльконин отмечал роль действий самоконтроля: “Если дети полноценно усвоят действия контроля и оценки своих достижений, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет проходить без особого труда”.   

Работа над формированием орфографического самоконтроля будет  результативна, если она проводится систематически, с применением системы приёмов на формированию умений орфографического самоконтроля. Такая работа вызывает у детей ответственность к результатам своего труда; повышает интерес к изучению русского языка; повышает познавательную активность у  учащихся.

Литература:

  1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие — М.: 1985

     2. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника

     3. Н.С. Кузьменко. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / М.С. Соловейчик,  П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под редакцией М.С. Соловейчик.- М.:Просвещение,1993.

 

6 комментариев на «Формирование орфографического самоконтроля у младших школьников»

  1. Захарова Наталья говорит:

    Статья короткая, но очень познавательная. Любовь Николаевна обозначила три группы орфографического самоконтроля. Хочу взять себе на заметку работу с алгоритмами на уроках русского языка.(Думала, что алгоритмы это прерогатива уроков математики) Большое спасибо!.

  2. Октябрина говорит:

    Благодарю за статью. Хотелось бы добавить, что формирование орфографического самоконтроля у младших школьников так же повышает мотивацию, активизирует внимание, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребенка.

  3. Елена Викторовна говорит:

    Любовь Николаевна,спасмбо за статью.Выделены три группы орфографического самоконтроля,в которых показаны приемы и упражнения.Такая работа действительно вызывает ответственность у детей,повышается познавательная активность.Возьму себе на заметку.

  4. ирина. говорит:

    спасибо.статья важная и полезная

  5. Кириллова О.А. говорит:

    Думаю, что проблема формирования орфографического самоконтроля у младших школьников, является очень актуальной на протяжении длительного времени. Поэтому,я согласна с мнением автора статьи о том, что формирование навыков орфографического самоконтроля должно действительно ставиться отдельной и значимой задачей на уроках русского языка. Спасибо за предлагаемые нам приемы и упражнения.
    Если навык самоконтроля будет сформирован с самого начала обучения, дети действительно будут успешны в обучении в целом.

  6. Козлова Л. Н. говорит:

    Хотелось бы, чтобы автор использовал в своей статье приемы и упражнения из своей практике. Статья актуальна, независимо от того, по какой бы программе учитель не работал. Формирование орфографического самоконтроля действительно «вызывает ответственность к результату своего труда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *