Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приемов (из опыта работы по УМК «Гармония»)

Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приемов (из опыта работы по УМК «Гармония»)

 

Греченко Елена Юрьевна,

учитель начальных классов,

многопрофильная гимназия №12 г. Читы

 

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р. Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма» [2]. Анализируя проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок.

Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи (т.е. находить орфограммы), постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В.Ф. Иванова, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.). Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением. Учебник, в котором ведется целенаправленное формирование орфографической зоркости учащихся, начиная с периода обучения грамоте, — это учебник из УМК «Гармония» «К тайнам нашего языка» (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).

В данной статье представлены для ознакомления некоторые методы и приемы, которые способствуют формированию орфографической грамотности учащихся:

1. Технология обучения списыванию с предварительной подготовкой

В словаре – справочнике по методике русского языка указано: «Списывание – один из наиболее употребляемых видов письменных упражнений, используется при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями» [2]. Различают  два вида списывания — простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача – воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменения форм слов и т. п.).

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, т.к. в противном случае, оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и поэтому приводящее к ошибкам. На начальном этапе обучения списывание проводится коллективно с доски. В нужный момент запись учителем закрывается, а потом вновь предъявляется. В дальнейшем дети должны списывать не только с доски, но и из учебника или прописи. Для достижения результатов необходимо систематически упражнять учащихся в списывании, обязательно соблюдая при этом следующую технологию:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повторим предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнили ли его.

3. Выдели «опасные» места (орфограммы) в тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (проговори так, как будешь себе диктовать во время записи).

5. Повтори предложение так, как будешь его писать (проговори орфографически).

6. Пиши, диктуя себе, так как написано.

7. Проверь написанное: читай то, что написал, подчеркни опасные места (орфограммы) и сверяй каждое опасное место (орфограмму) с печатным текстом [3].

            Конечно, такой прием списывания длительный и трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения; найденные орфограммы для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова орфографически – четко; при записи не стараются подглядывать («срисовывать»); выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и опасных мест, а также при сверке орфограмм с моделью. При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

2. Прием какографии

Одним из приемов повышения грамотности учащихся является приём какографии: умышленно ошибочного письма. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» («какос» в переводе с греческого плохой, дурной); отсюда идет и название какографические (неправильные) написания и связанные с ними упражнения, используемые на уроках русского языка в целях формирования орфографической зоркости учащихся.

            На уроках обучения грамоте (закрепление букв гласных) учащимся можно предложить выполнить такое упражнение: правильно написать в тетради представленный ряд букв, например:  А, N, O,     . Прежде чем дети приступят к выполнению задания в тетради, проводится коллективный зрительный анализ пространственного расположения элементов букв, и вносятся необходимые исправления (мелом другого цвета неверная буква зачеркивается и сверху пишется правильно). В дальнейшем такие задания можно использовать для работы в парах (группах), когда участие каждого ученика становиться более весомым.

            Функциональную значимость этого упражнения обычно видят в том, чтобы с его помощью совершенствовать умения учащихся в зрительном анализе буквенных знаков, а также диагностировать психологические причины (устойчивость внимания, его концентрацию, уровень зрительной и зрительно-двигательной памяти) возникающих у детей трудностей и помогать преодолевать их. Однако роль его значительно шире.

            После выполнения ряда таких упражнений детям можно задать вопрос на размышление: «Если подобные ошибки будут встречаться в словах, к чему это приведет?» (Чтобы разобраться в написанном, читающему придется затратить больше времени). На материале слов или предложений, когда искажение затрудняет легкость и быстроту чтения, школьники, постепенно осваивая способ действия, переводятся на самостоятельное решение задач по нахождению и исправлению неправильных образов букв. Чтобы при самостоятельно проводимой корректуре не оставалось ни одной неисправленной ошибки, учащиеся должны сравнивать выполненную ими работу с правильной записью. Прием какографии дает возможность раскрыть перед младшими школьниками отличительные особенности двух групп ошибок, определить приемы работы по их обнаружению и устранению, а также обобщить способ действия по проверке написанного.

Итак, прием какографии, используемый с соблюдением перечисленных выше условий, служит оптимальным средством формирования у учащихся умения контролировать написанное. Систематическое и осознанное выполнение детьми серии заданий по исправлению «чужих» работ с опорой на установленную последовательность операций обеспечит прочное усвоение учащимися общего способа действия при проверке, что позволит качественно корректировать собственные записи.

3. Прием сознательного пропуска буквы на месте орфограммы

Прием письма с пропуском орфограмм – это и есть основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи. Учащиеся должны действовать так: прослушав слово, записывают столько черточек, сколько звуков в слове; затем обводят кружочком те, которые обозначали звуки в слабых позициях, после чего записывают слово буквами, оставляя в отмеченных местах пропуски. Окончательная запись приобретает такой вид:  3-м-чат-льн-  ж-вё-  в  з—парк-  б-г-мо-.

Авторы учебника предлагают ввести письмо с «окошками» во втором классе, т.к. навык письма первоклассника слабый. Но в период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (например, красный кружок): п . лá, р . кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова: у Ол?, к Ол?.

Такой способ письма, как убедительно доказали ученые, это важнейшее средство дальнейшего развития орфографической зоркости учащихся. Однако для того, чтобы оно было действенным, во-первых, ему должна предшествовать необходимая подготовительная работа, а во-вторых, оно должно на протяжении какого-то времени применяться регулярно. Затем на смену пропуску всех потенциально «опасных» мест (по объективным критериям) придет пропуск только тех букв, в написании которых ученик испытывает сомнение (по субъективному критерию). Именно этот способ может обеспечить ребенку «уход» от ошибки там, где он осознает наличие «опасности», но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю — оставляю пропуск», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии, поскольку правила, по которым следует выбирать буквы, он будет осваивать постепенно, на протяжении длительного времени.

4. Прием подбора проверочных слов

Как повысить эффективность формирования умения решать орфографические задачи в  корне  слова? В учебнике «К тайнам нашего языка» проблема решается через особую компоновку учебного материала и детализацию способов проверки, которые конкретизированы применительно к словам разных частей речи. Всё это делает работу над орфограммами слабых позиций в корне не похожей на традиционную. Существенных отличий три:

1. Правила   о  безударных   гласных  и   парных   по   глухости-звонкости  согласных рассматриваются не отдельно, а вместе – отрабатывается единый подход к решению соответствующих  орфографических  задач:   букву   на   месте  звука   в   слабой   позиции узнавай   по  сильной.   Для   ребят,   поскольку  понятия   сильной   и   слабой   позиции   не вводились, этот подход обозначен так: о написании «опасного места» узнавай по «безопасному».

2. Учащимся  не только даётся установка на подбор проверочного слова и её традиционная расшифровка (для этого измени слово или подбери родственное), но и показываются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.

3. Из способов подбора проверочных слов в учебнике  особо выделен один – объясни значение слова с помощью однокоренного.

Целенаправленное обучение решению главных орфографических задач в корне слова, как и принято, начинается с работы над понятием проверочное слово (урок по теме «Слова-подсказки — какие они?). В самом деле, когда не знаешь, каким должно быть слово-подсказка, трудно из бесконечного множества слов выбрать действительно нужное, такое, которое помогло бы «опасное место» сделать «безопасным». После введения понятий проверочные и проверяемые слова уточняется, каким должно быть проверочное слово для орфограмм корня: это такое слово, в котором «тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным».

5. Письмо с проговариванием  (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик» [1]. Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь. Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.

6. Комментирование (объяснение написания).

Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

7. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Алгоритм проведения:

  1. Прочитать текст.
  2. Найти в каждом слове «опасные места».
  3. Объяснить их написание.
  4. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
  5. Списать.

Часто проработанный текст записываем по памяти.

8. Скоростное письмо.

Считаю, что самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

9. Звуковой анализ слов.

Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

10. Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

11. Использование словарей.

Уже на первых уроках знакомлю учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

12. «Запоминалки» (для выделения орфограммы и запоминания её правописания).

Элла, Нонна, ванна, класс,

ссора, теннис и рассказ,

миллион, шоссе, программа,

грипп, аллея, телеграмма.

Мы слова такие слышим

и с двойной согласной пишем.

Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт  благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила. Считаю, что «запоминалки»  не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

13. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Это работа со специальными карточками, которые позволяют:

— развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

— самостоятельно проверить результат работы;

— видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ — это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания видит результат своей работы.

Рабочие листы второго вида  представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами  или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.

14. Работа над ошибками.

Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Чтобы заставить ребенка серьезно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо  всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу. Пример памятки работы над ошибками:

1.Запиши и подбери проверочное слово /проверяемое написание/

има –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).

2.Подбери 3 слова на это правило.

( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск.    Объезд, съёмка, въехал, съли.

Молодёжь, дочь, речь, рожь.      Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

 3. Напиши целую строку /непроверяемое написание/

обака, собака, собака, собака, собака, собака, собака).

15. «Орфографические» физкультминутки.   

Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости. Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете (сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик).

Кроме перечисленных выше методов и приемов работы над формированием орфографической грамотности младших школьников, часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической грамотности. Это процесс творческий, трудоемкий, занимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

В итоге, опыт работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников по УМК «Гармония» с использованием обозначенных методов и приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения образования.

 

Литература: 

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с., ил.

2. Львов М.Р. Словарьсправочник по методике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

3. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах / Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»:  газета «Начальная школа». —  2006. — № 17-24.

5 комментариев на «Формирование орфографической грамотности младших школьников на основе комплекса методов и приемов (из опыта работы по УМК «Гармония»)»

  1. Анастасия говорит:

    Спасибо большое за статью, материал подобран грамотно и имеет научную значимость, а также понятен для практического применения.

  2. Октябрина говорит:

    Статья понравилась. Хотелось бы особо отметить «орфографические» физкультминутки, которые не только снимают утомляемость, но и способствуют орфографической зоркости младших школьников, активизируют внимание. Обязательно применю в практической деятельности.

  3. oksana говорит:

    Большое спасибо! Очень интересная и познавательная статья, которая представляет огромный интерес как для учителей-практиков, так и для студентов. Возьму на заметку некоторые приемы!

  4. Елена говорит:

    Считаю, что статья может быть полезна для начинающих учителей и для родителей, которые желают помочь своему ребёнку в преодалении трудностей по русскому языку.
    Спасибо.

  5. Марина говорит:

    Согласна с Еленой Юрьевной, что система работы по формированию орфографической зоркости даёт хороший результат. Автор в доступной и понятной форме изложила методы и приёмы по данной проблеме, которые могут быть использованы для применения в практике учителя начальных классов.Спасибо.

Обсуждение закрыто.