Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

 Ахметова Любовь Александровна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 7

 г. Краснокаменск

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования под универсальными учебными действиями понимается «способность самостоятельно использовать приобретённый учебный опыт в любом виде деятельности, с которой обучающийся встречается в жизни».  В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный (ФГОС НОО).      Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях в практической деятельности педагога. Фрагмент урока Окружающий мир (1 класс)

 тема: «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов?».

  I. Актуализация знаний

— Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека (выбор иллюстраций).

— А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми нужно правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1.  

— Вспомните одного из любимых сказочных героев — Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

— Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

Анализ ситуации 2.

— Сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда….».

— Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого и  у неё заболели зубы, живот.  Пища должна быть разнообразной.)

— Подведём итог. Какую информацию мы выяснили   о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

— Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день.Что это за продукты вы сейчас узнаете. послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

— Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? Как это всё назовём? (Овощи.)

— Какие овощи ещё вы знаете?

— Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

— Откройте учебник на странице и выполните задание (самостоятельно соедините название овоща с рисунком).   Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте(самопроверка по образцу).

— Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

— Как отличить фрукты от овощей? Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком.   Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте(самопроверка по образцу).

— Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

— Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны?

Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах содержатся витамины.

— Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

— С чем встретились? (С затруднением.)

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

II. Выявление места и причины затруднения

— Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи)

— Почему возникло затруднение?

— Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии).

— Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 III. Построение проекта выхода из затруднения

— Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы:

 1. Узнать, что такое витамины.

2. Узнать, какие бывают витамины.

3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

 Групповая работа по ранее составленному плану.

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД :общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Литература

1        А.А.Плешаков «Мир вокруг нас», Москва «Просвещение», 2011 год

2        М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании», Москва, «ОЛМА Медиа Групп», 2008 г.

3        Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья или школа докторов природы», Москва, «ВАКО», 2008 г.

4         Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье», Москва, «Сфера», 2008 год

5         — http://festival.1september.ru/articles/589064/

6        «Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть?», Незамаева И. В. — http://festival.1september.ru/articles/311745/

18 комментариев на «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

  1. Нина Колобова говорит:

    статья очень поучительная, обязательно возьму на заметку

  2. Вершинина Н.П. говорит:

    Ваш конспект урока полностью соответствует стандартам нового поколения, я обязательно воспользуюсь вашим опытом. Спасибо.

  3. Шалтмерис И.З. говорит:

    Статья понравилась, спасибо. Ваш конспект урока хочу использовать на факультативе «Разговор о правильном питании»

  4. елена викторовна говорит:

    Спасибо за статью.На примере статьи показано как формировать ууд на определённых этапах урока.Через правильно поставленные вопросы видна работа по внедрению фгос.

  5. Макарова О.В. говорит:

    Спасибо! Материал полезный.

  6. Светлана говорит:

    Спасибо за представленный материал. Урок представлен с точки зрения ФГОС. Материал практический — это ценно для нас педагогов. Можно использовать в работе. Будем перестраиваться .

  7. Ларионова Н. В. говорит:

    Спасибо за статью. На примере вашего конспекта урока показано как формировать познавательные УУД на определенных этапах урока. Я обязательно воспользуюсь вашим опытом на кружке «Юный исследователь».

  8. Ирина Александровна говорит:

    Спасибо, наконец-то увидела практическое осуществление формирования познавательных УУД по конкретным этапам урока. Поддерживаю вас в том, что в ситуации затруднения дети лучше и эффективнее усваивают новые знания.

  9. Олеся Мельник говорит:

    Статья заинтересовала, т.к. в ней представлен подробный фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов?». Разработка очень полезная, видна работа по ФГОС. Ребёнок действительно, приходя в начальную школу, попадает в поток учебной информации. Наша задача научить младшего школьника ориентироваться в ней, перерабатывать, усваивать полученную информацию, работать с различными источниками информации. На данном уроке дети действительно были поставлены в ситуацию, когда им нужно было определиться со способом получения информации для выхода из ситуации затруднения:
    — Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии).
    — Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?
    Думаю, что после такого урока поиск информации детьми продолжится. А ведь это и есть наша цель: научить учиться.
    Спасибо за статью.

  10. Хоймова Л.Н.; 13.12.2013г. говорит:

    Урок составлен и проведен в соответствии со стандартами нового поколения. Вы показали, как формировать познавательные УУД на определенных этапах урока. Думаю, что после того, как дети сами, по наводящим вопросам, установили проблему и решили её, у многих детей заложится в сознании, какие же продукты полезнее и почему. Этот прием намного продуктивнее, чем просто бы дети послушали объяснение учителя. Обязательно возьму на вооружение. Большое спасибо за урок.

  11. Лариса говорит:

    Представленный фрагмент урока интересен, построен по технологии системно — деятельностного подхода.Спасибо за материал!

  12. ирина ланцева говорит:

    Очень интересные ситуации.Обязательно воспользуюсь вашим опытом.Спасибо.

  13. ирина. говорит:

    спасибо.обязательно возьму вашу статью на заметку

  14. Голятина Екатерина говорит:

    Из данного примера видно, что учитель вызвал у детей мощную мотивацию, дети видят затруднение и сами ставят перед собой цель для поиска ответа. Спасибо за пример.

  15. Тюкавкина Светлана говорит:

    Урок интересный, с проигрыванием сказки, что очень нравится детям. Введен анализ ситуации. Спасибо.

  16. Попова Марина говорит:

    В предоставленном фрагменте очень хорошо просматривается работа на формирование познавательных универсальных учебных действий в практической деятельности педагога на разных этапах урока.

  17. Евграфова Валентина Владимировна г. Нерчинск МБОУ СОШ №1 говорит:

    В данной статье отражена работа учителя по формированию познавательных универсальных учебных действиях в практической деятельности: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.Данный материал позволил учащимся осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

  18. Лапердина М В говорит:

    Статья заинтересовала т.к есть наглядный фрагмент урока.По уроку видна работа по ФГОС .Учитель организует проблемные, поисковые ситуации на уроке активизируя деятельность учащихся.Учит детей выбирать более эффективные способы выполнения Использует на уроке групповые и индивидуальные формы работы,что позволяет учителю управлять учебным процессом. Спасибо за материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *