Формирование универсальных учебных действий в период обучения грамоте

Формирование универсальных учебных действий  в период обучения грамоте

 

Воронина Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Погадаево

 Приаргунского района

В данной статье описывается, как представлено обучение грамоте в 1 классе по УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с требованиями ФГОС. Уделено внимание особенностям  данного УМК.  Представлен опыт формирования УУД в период обучения грамоте с помощью  применения разнообразных приемов работы.

В ФГОС  НОО четко сформулировано, каким должно быть образование на начальном этапе обучения. Целью образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира [1].   Особенность начальной школы в том, что дети приходят, имея разное развитие и разный социальный опыт. Новые стандарты призваны создать условия для индивидуального развития каждого ребенка, подготовить его к самостоятельной деятельности. Современный мир, новые поколения требуют современных решений с иными ценностями и приоритетами.

Преподавание учебных предметов  УМК «Начальная школа  XXI века» обеспечивает возможность практического, теоретического и индивидуального развития личности школьника на начальном этапе обучения. Обучение грамоте проходит по учебнику «Букварь» Л.Е. Журовой,  А.О. Евдокимовой и рабочим тетрадям «Прописи» М.М. Безруких, М.И. Кузнецовой. Особенностью «Букваря» и рабочих тетрадей является направленность их на формирование учебной деятельности.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области русского языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Это позволяет реализовать интегрированный характер уроков обучения грамоте и письму. Объединение этих занятий важно по нескольким причинам. Одна из них чисто техническая – рука младшего школьника в этот период еще недостаточно окрепла, чтобы заниматься письмом на протяжении всего урока. Поэтому графические упражнения   чередуются с другими видами деятельности. Графические упражнения являются естественным продолжением  устной работы. Такое объединение позволяет избавиться от монотонности урока письма, ведущей к переутомлению учеников. Содержание, методы, средства и формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развитию и воспитанию учащихся.

Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Нужно чтобы каждодневные упражнения отрабатывали и закрепляли навык письма. Упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно.

Например, вот такие упражнения:

1. «Мы в зоопарке».

  1. Мы у ворот зоопарка. Раскрасьте ворота и проведите вертикальные линии простым карандашом.
  2. Проведем черным карандашом вертикальные линии сверху вниз у тигров.
  3. Проведем такие же линии у рыбок, расстояние между линиями должно быть одинаковым. Раскрасим этих рыбок.

Затем проводим рефлексию. На доске начертить разные виды линий.

— Какие из представленных линий вы научились рисовать?

— Как они называются? (Прямые вертикальные линии)

— Животные остались довольны и дарят вам стихи. (чередование с другими видами деятельности, в данном случае это слушание).

Полосатые стихи

Полосатые тигрята от рожденья полосаты.

Есть полоски у енота, и у зебры их без счёта.

Есть полоски на матрасе и полоски на матроске.

Есть полоски на террасе и полоски на берёзке.

Есть красивые полоски у рассвета и заката.

Но встречаются ребята – все от грязи полосаты…

Не хочу о них писать в полосатую тетрадь.

Г. Сапгир.

Так же можно использовать дополнительные задания на тетрадных листах в узкую линию. Нарисуйте на этих тетрадных листах полосатых животных, которые поселятся в нашем зоопарке.

2. Графический диктант. (выполняется на отдельных листах в клетку)

Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную на листке точку. Слушайте внимательно: 3 клетки вправо, 1- вверх, 1- вправо, 1- вверх, 2 – влево и т.д. Это может быть произвольный диктант, либо такой, чтобы у детей получился   рисунок, который можно раскрасить.

Применяя данные упражнения у детей формируются УУД:

Познавательные: общеучебные — овладение графическими навыками при создании изображения; ориентирование на плоскости листа; логические – выбор с помощью сравнения и анализа нужного направления линий и расположения объекта.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: умение описывать объект.

Особую тревогу вызывают  ошибки детей, связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние и нижние элементы букв д – б. Такие нарушения называются дисграфия. Сейчас она встречается достаточно часто. Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и развивать зрительный анализатор. Для профилактики дисграфии автор статьи использует  упражнения:

Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, а затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Буквы, вызывающие затруднения, лепить из пластилина, рисовать на бумаге и т.д.

В ряду правильных букв найти одну неправильную.

Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, геометрических фигурах.

В тексте зачеркнуть или обвести заданные буквы. Варианты могут быть самые разные. Например, букву а зачеркнуть, а букву о обвести.

Вариант текста:

Оля и Ася пошли в лес. Вокруг много грибов, а ягод нет. Ася сказала жаль.

В заключении хотелось бы отметить, что период обучения грамоте является одним из самых трудных этапов т.к. дети получают первые сведения о родном языке, литературе, получают практические навыки. В этот период необходимо использовать разнообразные виды работ, которые нацелены на общее развитие школьника.   Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

 

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М-во образования и науки РФ. — М.:Просвещение, 2011. — 33с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой/авт.-сост. И.Г.Смирнова, С.В.Николаева. — Волгоград: Учитель, 2012. — 355с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *