Внеклассная работа в начальной школе

Шубина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

 МОУ «Нуринская средняя общеобразовательная школа»

 Могойтуйский район.

 

«Замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
где имеются и применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне уроков».
В.А.Сухомлинский.

         В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность,  подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.  Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, их отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения и воспитания.

Один из способов создания мотивации к процессу учения является включение ученика в процесс  внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.

Духовно-нравственное воспитание – это сложная, противоречивая,   и важнейшая проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребенок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает себя такие понятия:   душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм,  т.е. самые ценные и  главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где  происходит его становление и развитие. В первую очередь это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и школе, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее  социальное окружение, — оказывается определяющим в формировании  внутреннего мира ребенка.

«…Термин «внеклассная работа»  чаще всего обозначает воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков.

Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса». [2, ч.1, c. 38].

Цель внеклассной работы — развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеклассной работы:

— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;

— создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;

— формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;

— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;

— создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;

— расширение рамок общения школьников с социумом;

— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.

«К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной работы: принцип добровольности, опоры на инициативу и самодеятельность,  красочности и эмоциональности, принцип охвата всех учащихся и  учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся» [2, ч. 1, c. 38].

Наша сельская школа является социокультурным  центром села, его стержнем, нравственной и духовной основой.  Здесь все на виду, ничего не скроишь, не утаишь. Каждый школьник и его семья – как на ладони. Мы видим, над чем надо работать с каждым учеником, что ожидать от каждой семьи. У нашего учебного заведения  сложились свои традиции и обычаи, при этом  духовно-нравственное воспитание – одно из самых важных направлений нашей работы.

Важное направление во внеклассной  работе в нашей школе  отведено работе с притчами.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы  начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает  сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча – «выражение духовного опыта множества жизней, она  является носителем традиций той или иной культуры. Притча ‑ своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок» [3].

Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается  в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого. Это практическое руководство по духовному совершенствованию, по раскрытию духовного могущества человека, раскрытию предназначения цивилизации как частицы вселенского Разума.

Философские игры, сказки, праздники затрагивают душу ребенка, он раскрывается в них. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления  о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

 

 

Список использованных источников

 

1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 .

2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Под ред. А.Я. Данилюка. М.,2011.

3. Бурятские буддийские притчи Дождь из цветов: бурятские буддийские притчи / [сост. Игорь Муханов]. — М. : Агарти : Изд-во Л. Г. Мухановой, 2005.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:  Учебное издание./ Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: 2010.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М.: 2009.

6. Интернет ресурс http://www.proshkolu.ru/lib/id/4924/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *