Диагностика метапредметных результатов в 1 классе

Захаренко Вера Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 26

г. Чита

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, вступивший в силу в 2009 году, заявил новые  образовательные результаты: личностные, метапредметные и предметные. Проблема  многих учителей — нехватка опыта   оценки метапредметных результатов образования.

Развивающая система Л.В.Занкова предлагает контрольно- измерительные материалы по мониторингу метапредметных УУД.

Рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» для учащихся 1 класса, явилась диагностическим инструментом мониторинга метапредметных универсальных учебных действий.

Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе мы вместе со своими учениками только начинаем общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы. Поэтому работа над результатами диагностики первого класса носит содержательно-ориентированный характер.

В процессе выполнения учащимися мониторинговых заданий, анализа детских вопросов и затруднений у меня появились суждения о том, как развиваются УУД у первоклассников.

Последующая электронная обработка и анализ данных дала возможность перейти от суждений к объективным выводам. Электронная обработка результатов направлена на получение диагностической информации о классе в целом и о каждом ученике.

 О классе – выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг по классу в целом.

— Для каждого диагностируемого умения мною определяются группы учащихся в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов (на выполнение по образцу и на ориентацию)

— По всей совокупности умений, вошедших в мониторинг, я получила рейтинг сформированности универсальных учебных действий по классу на основе суммы значений по классу. На основе рейтинга определила приоритетные направления работы с классом в целом с учётом наиболее «острых» проблем в развитии УУД.

Об ученике – информация по каждому умению и рейтинг умений.

— Информация об успешности выполнения ребёнком заданий двух типов (выполнение задания по образцу и на ориентацию в способе действия) по каждому диагностируемому умению.

— Рейтинг сформированности всех вошедших в мониторинг универсальных учебных действий у каждого ученика. На основе рейтинга определила первоочередные направления работы для каждого ученика с учётом проблем в развитии УУД.

В первом классе мониторинг только начинается. Данные, полученные в результате мониторинговых срезов в конце второго, третьего и четвёртого классов, в совокупности с результатами мониторинга первого класса позволит в полном объёме проследить и оценить динамику развития каждого ученика и класса в целом   за всё время обучения в начальной школе.

Мониторинг метапредметных УУД – важная составная часть общей системы управления качеством образования как на уровне отдельного ребёнка и класса, так и на уровне образовательного учреждения. Результаты мониторинга важны и необходимы как учителю, так и родителям учеников.

Список использованных источников

  1. Комплект Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая

Под ред. к. психол. н.  М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» tochkapsi@mail.ru  , г. Москва),

к.п. н. Яковлевой С.Г. (Федеральный научно-методический

центр им. Л.В. Занкова).

2.  Рабочая тетрадь для 1 класса «Учимся учиться и действовать» Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова.

3.  Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса (авторы М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая).

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *