Дискуссия как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

Дискуссия как способ формирования  универсальных учебных действий младших школьников

Вершинина Наталья Петровна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 1 п. Дарасун

Карымского  района

            Цель и основной результат образования – «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира» [4]. И поэтому с начала обучения нам, учителям начальных классов необходимо научить детей учиться, сформировать у ребёнка позицию успешного ученика.

Именно поэтому в разделе «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования»   определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, т.е. «овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах  образования» [4].      Добиться этого позволяет атмосфера обучения, которая устанавливается между учителем и учеником.

В практике своей работы особое внимание уделяя созданию доверительных отношений, которые снимают психологический барьер как между учащимися и учителем, так между самими учениками. То есть создаются условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а педагог лишь тактично помогает им, направляя на нужный путь. На уроках  я часто организую детские дискуссии. Дискуссия становится основной формой добывания знания, решения проблемы.  А для этого, по мнению М.С. Соловейчик  надо соблюдать некоторые правила:  дослушивать ребёнка  до конца, никогда не перебивать его, при необходимости  наводящими вопросами  подталкивать  ребёнка на обдумывание. Если после этого ребенок не видит своих  ошибок,  привлекать остальных детей к вариантам изложения правильного ответа.  Я считаю, что на уроке не бывает лишних детских ответов. А вот как это может пригодиться в обсуждаемой теме, решают дети.      Педагогу необходимо помнить слова нейропсихолога Еремеевой В.Д. «Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания. ….. Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребёнка быть похожими на вас».

         Создание атмосферы искренности и доверия во время дискуссии способствует рассмотрению ребятами вопросов, далеко выходящих за пределы программы и учебника, направляет на стремление самостоятельно узнавать что-то новое, доказывать свою точку зрения, соглашаться с мнением другого, а это является  составной и необходимой  частью «умения учиться».

 

Список литературы:

  1.  Асмолов А.Г.  Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2009 г.
  2. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература, 2005.
  3. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. «Педагогика и методика нач. обучения» /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.  Начальная школа /сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
  5. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение». 2010 г.

 

8 комментариев на «Дискуссия как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников»

  1. лариса говорит:

    Считаю тему статьи очень актуальной. Зачастую на уроках так и происходит, что оснавная масса детей «не говорят»потому, что бояться сказать неправильно. Поэтому и требуются новые подходы и методы в работе.

  2. Шишмарёва И.В. говорит:

    Статья актуальна в наше время. Очень важно, чтобы дети не боялись ошибаться. Любой ответ ребёнка важен. «В споре рождается истина», и дискуссия становится одной из форм добывания истины, знания, решения проблем.

  3. Наталья Олеговна говорит:

    Тема статьи актуальна. Дискуссия в атмосфере искренности и доверия действительно направляет на стремление самостоятельно узнавать что-то, а ,значит. будем учить детей учиться! А это сложная задача! Спасибо за статью!

  4. Светлана говорит:

    Спасибо! Коротко и ясно. Приму как руководство к действию.

  5. ирина ланцева говорит:

    Тема статьи актуальны.Новые подходы и методы нужны.Спасибо.

  6. светлана говорит:

    Нужны методы и подходы новые, так как это требует время

  7. Очаковская В.В. говорит:

    Спасибо!Статья содержательная!Я тоже считаю,что в ходе дискуссии дети раскрываются,чему-то учатся у других.Вот для этого и нужна работа в парах,и в группах.

  8. Светлана говорит:

    Тема актуальна.Современные дети мало говорят,в первый класс приходит много «компьютерных» детей.Молодые родители мало разговаривают с детьми. Дискуссия учит довести свою позицию до других и выслушать позицию другого.Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *