Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения по системе Л.В. Занкова

Скворцова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Сретенская СОШ №1»

г. Сретенск

 

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитание высоконравственной и духовно богатой личности. Сравнивая лексическое значение терминов, относящихся к проблеме исследования, можно увидеть динамику развития понятия «духовно-нравственное воспитание».

Обращаясь к словарю С.И. Ожегова, рассмотрим следующие понятия:

«Воспитать — вырастить ребенка, воздействуя на его духовное и физическое развитие; дать образование, привить навыки поведения в обществе, сформировать характер или отдельные его черты.

Духовность — духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека.

Нравственность — внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе» [3].

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой эти понятия трактуются так:

«Воспитание духовное — формирование ценностного отношении к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Воспитание нравственное — формирование нравственных отношений; способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного, морального поведения.

Духовно-нравственное воспитание — это совокупность процессор направленных на решение задач образования, воспитания и развития  духовно-нравственной личности» [3].

Основным педагогическим принципом, который заключается в соразмерном обучении (воспитании) детей в рамках своей культуры (традиции, обряды) является принцип культуросообразности. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что «важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [1].

Общеизвестно, что интеллектуальное развитие человека, совершенствование его памяти, воли, аналитических способностей, умение  добывать и накапливать информацию о мире не влечет за собой автоматически духовно-нравственного развития человеческой личности. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, направленный на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников.

Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании в начальной школе по системе Л.В. Занкова играют уроки литературного чтения. Наиболее яркое ценностное отношение проявляется в фольклоре: былинах, сказках, пословицах, поговорках. Устное народное творчество — благодатный материал для нравственно-духовного воспитания школьников. Традиционно для русских характерно ценностное отношение к труду, любовь к родной земле, желание её, проявление отваги, гостеприимство, любовь к матери, уважение к старшим и т.д.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют им через знакомство с фольклором во всем его многообразии понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие мирового искусства и культуры. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это источник мудрости и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. В настоящее время решающим элементом духовно-нравственной культуры все более становятся общечеловеческие ценности. Народ через многие тысячелетия пронес культурные ценности, проверил их, они стали истинно человеческими ценностями. Вот почему современное поколение должно хранить и оберегать старые колыбельные песни, национальную одежду, народные праздники и танцы.

В практике работы нами активно используются такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов, сборников загадок, проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения. При изучении русских народных сказок дети знакомятся со сказками Забайкалья, которые помогают им узнать диалектные особенности языка, традиции, обычаи жителей Забайкалья.

Многое о жизни и традициях своего народа, а именно своего края, дети узнают через участие в православных праздниках. При подготовке к празднику «Масленица» дети разучивали русские народные песни, игры, учились водить хороводы, узнали все названия дней масленичной недели. Им интересно, чем занимались люди в те стародавние времена, что ели и во что одевались, как проводили свободное время.

На серии классных часов по теме «Геральдика», мы с ребятами познакомились не только с гербом России, но и с гербом Забайкалье и Сретенска. Дети с интересом рисовали и раскрашивали герб своего города. А дома вместе с родителями ребята составили герб своей семьи.

Во время экскурсии в городской музей дети узнали, что многие улицы нашего города названы в честь известных людей, имена которых связаны с его историей. Этими людьми мы можем гордиться, на них мы должны равняться. Это Карелин Петр Григорьевич — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, который повторил подвиг Александра Матвеевича Матросова, Кочетков Григорий Сергеевич — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, Попов Николай Иванович — Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны и многие другие. Заинтересовавшись улицами города, Богатырёва Марина вместе с мамой собрала большой материал об улице А.В. Луначарского, на которой она живет с рождения. Она не только познакомилась с его биографией, но и узнала, как улица называлась раньше, какие купцы жили на ней, чем они занимались.

Мы думаем, что дети, изучающие корни своей родословной, историю своего края, будут любить  ближних, с уважением относиться и к своим предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться его достижениями. Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего».

 

Список использованных источников

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., М.: Просвещение, 2009.

2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. /Г.М. Коджаспирова – Издательский центр «МарТ», 2005.

3. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка/Российская АН.; Российский фонд школы;- 2-е изд., испр.  и доп.- М.:АЗЪ,1994.

4. Розин, В.М. Культурология [Текст]: учеб. для вузов / В.М. Розин * М.:         Издательская группа «Форум — Инфра — М, 1998.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *