Из опыта работы над правописанием парных звонких и глухих согласных

Из опыта работы над правописанием парных звонких и глухих согласных

Анциферова Полина Яковлевна

МБОУ Усть-Каренгинская НОШ

Тунгокоченский район

Ключевые слова: парные звонкие и глухие согласные,

 звукобуквенный анализ,

артикуляционные упражнения

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет собой достаточно трудоемкий и сложный процесс.

Трудности с пониманием и осознанием установленных правил возникают именно в начальной школе. Особенно это заметно у детей с проблемами речи и произношения, поскольку фонетический анализ слова для них представляет определенную сложность.

Изучая тему, дети учатся производить более полный дифференцированный звукобуквенный анализ, находить орфограммы, которые подлежат проверке, соотносить их с опорными написаниями и писать в соответствии с этими проверками.

По моему мнению, наибольший акцент необходимо делать на акустической стороне звука (необходимо предлагать детям закрыть уши ладонями и «услышать» звонкость-глухость парных согласных).

Изучение данная темы начинается в период обучения грамоте, например тема: «Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в». Среди планируемых результатов – различать при произношении звонкие и глухие согласные звуки.

Для достижения заданной цели предлагаются артикуляционные упражнения,   направленные на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков.

Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на губах ([б]-[п],[б’]-[п’]), между губами и зубами ([в]-[ф],[в’]-[ф’]), на кончике языка ([д]-[т],[д’]-[т’],[з]-[с],[з’]-[с’],[ж]-[ш]), у корня языка ([г]-[к],[г’]-[к’]). Дети должны прийти к выводу, что согласные звуки образуют пары, так как являются близкими соседями по месту образования.

Поняв сходство, дети уясняют и различие этих согласных. Шумные звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание голосовых связок наблюдаются при образовании шумных звонких согласных.

Дети легко понимают это различие при выполнении следующего упражнения:

̶                        Положите руку на горло. Произнесите звук [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит звук [ж]? (Из голоса и шума).- Теперь произнесите звук [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.

Что слышно, когда шепчем звук [ж]? Что остается от звука [ж], когда убрали голос? (остается шум). — Какой звук состоит только из шума? Глухой согласный. Какой согласный состоит из голоса и шума? Дети ещё раз формулируют вывод, что голос не участвует в образовании шумных глухих звуков, а колебание голосовых связок наблюдаются при образовании шумных звонких согласных звуков , т.е.  звонкие и глухие согласные звуки различаются наличием или отсутствием голоса.

Представляем фрагмент урока русского языка во втором классе, тема урока:  «Правописание парных звонких и глухих согласных»

 

На доске написаны слова: Абрико.., грана.., арбу.., яблоко.

Ре..ка, огурец, морко..ка, реди..ка.

Учитель задает  вопросы:

— Что растет в саду? Что растет в огороде?

 

Задание: выписать слова в столбик, в которых парные согласные в конце слова (Ι вариант); и выписать слова в столбик, в которых парная согласная в середине слова (ΙΙ вариант).

Проверяя, ученики читают слово,  написанное на карточке с рисунком плода,  и приклеивают на макет сада или огорода.

̶            Что нужно  сделать, чтобы парные согласные слышались хорошо?  (Дети добавляют карточку с гласной буквой) и формулируют вывод:   звук слышится четко и ясно, если после парной согласной стоит гласный.

Учащимся предлагается схема, которая поможет всегда правильно писать парные согласные.

Что?     б-п, з-с, д-т, г-к, ж-ш, в-ф

Где?       В корне слова  перед другим парным по звонкости – глухости, или в конце слова

Как?    Изменить слово (- много …..,              — нет ….)

Следующий этап работы.

— Я нашла интересную записку. Часть букв исчезла. Это мышата-проказники постарались, чтобы мы с вами ничего не поняли.

— Убедим мышат, что нам это по силам.

— Тогда давайте попробуем разобраться с посланием (дети получают послания, работают самостоятельно).

Пример послания: «Дорогие друзья! Ищите мой сле..! Идите в ле… На опу..ке найдете рюкза… В нем отга..ка.»

Обучающиеся называют буквы, которые они вставили в слова, и объясняют, почему они так решили.

Предлагаем некоторые упражнения,  которые можно применить, работая по данной теме.

  • Суть следующих упражнений  заключается в том, что учитель загадывает загадку, а дети отгадывают, записывают первую букву отгадки и подбирают к ней парную по звонкости, глухости.

 

Выпал снег, замерзли ножки,

Нужно нам обуть … (Сапожки)

 

Две сестренки, две плетенки,

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.  (Варежки)

 

  • Это задание можно предложить для работы в группах: выбрать слова из списка, которые будут проверочными для предложенных слов:

 

Трубка  (труба, трубный, трубчатый, трубач)

Гриб      (грибник, грибочек, грибки, грибок)

Тетрадь (тетрадный, тетради, тетрадка, тетрадочка)

 

  • Упражнения для проверки.

В каких словах на месте пропуска нужно писать букву «г»?

Ко..ти, пиро.., рюкза.., творо..

Вставь пропущенные буквы, «т, в, д, ф»

Поез.., остро.., зага..ка, лоша..ь, вере..ка, кус.., шар.., бро..ь

* Работа  со словарными словами. Находим непроверяемую гласную и в то же время отрабатываем правописание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова:

Б..резка, зап..д, сев..р, яг..дка, м..орковка, в..сток, м..лина.

* Игра привлекает, заинтересовывает, детям хочется   выполнить задание без ошибок. Для этого организуют работу в своей группе:

— Хотите поиграть в «Школу разведки»? Мне нужны три разведчика: имя существительное, имя прилагательное, наречие.

— Вы должны быстро пройти по классу, собрать свои слова и назвать признаки  части речи.

(У детей на столах карточки со словами. Разведчики ходят по классу, берут детей с теми карточками, которые им нужны. Затем выходят к доске, в группе проговаривают правило о той части речи, к которой относятся, и делают сигнал готовности)

Слова 1 группы: загадка, рассказ, книжка, повесть.

Слова 2 группы: гладкий, скользкий, крепкий.

Слова 3 группы: вперед, вокруг, вдруг, вниз.

  • Работая на протяжении нескольких уроков над орфограммой парные звонкие и глухие согласные, учащиеся уже видят орфограммы, узнают, умеют проверить. Можно предложить такое задание — разгадай кроссворд:

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет.

2. Что у снеговика вместо носа?

3. Обновил коньки, …, елку из лесу принес.

4. Дождь, снег, гроза – это…?

5. В огне не горит и в воде не тонет?

* И в заключении дети формулируют вывод:

«Парные согласные –

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй!»

Все упражнения нацелены на формирование у учащихся умения пользоваться открытым на предыдущих уроках способом проверки парных согласных на конце и в середине слова, применять его в различных ситуациях, а также формирования компонентов учебной деятельности, воспитания самостоятельности и умения сотрудничать. Некоторые задания представлены в виде игры, потому что игра дает возможность активизировать учащихся, сформулировать, зафиксировать и удерживать цель на протяжении всего задания.

Главный результат – овладение алгоритмом способа проверки звонких глухих согласных и умения применять на практике.

 

Список используемой литературы:

1. Бойкина М. В. Обучение грамоте. Поурочные разработки./ М. В. Бойкина, Н. В. Баканча, И. А. Бубнова [и др.]. – М.; СПб.: Просвещение, 2013. – 432 с.

2. Зеленина Л.М. Русский язык. Методические рекомендации./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.

3. Зеленина Л.М. Русский язык. Учебник для 1, 2 класса./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с.

4. Смирнова Е. В. Изучение темы «Парные звонкие и глухие согласные» с использованием компьютерных технологий, как средства повышения эффективности обучения. [Электронный ресурс] // Режим свободного доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk , свободный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *