Использование нетрадиционных уроков

 Использование нетрадиционных уроков

в учебном процессе,

 как средство формирования познавательного интереса

 

Малкова Наталья Ивановна

учитель начальных классов

МОУ Холбонская СОШ

Шилкинского района

 

 

                            Сделать серьезное занятие

 для ребенка   занимательным

вот задача первоначального обучения.

                                                                                         К.Д.Ушинский

                  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В том заинтересованы и  родители учащихся. Но очень часто, и родители и педагоги замечают: «не хочет учиться», «нет интереса»,  «мог бы учиться лучше». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет к ним.   Эта проблема актуальна и возникает постоянно. Особенно в наше время, когда важнее новых знаний выступает компьютер. И вызывает наибольший интерес ребенка.                                   

Поэтому, возникает вопрос: « В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства я должна использовать, чтобы сформировать интерес к  ним? Меня как молодого учителя, эти вопросы волнуют с первых дней работы с детьми. Я отметила для себя главное, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к знаниям без интереса.

Познавательный интерес — это интерес к учебной деятельности,  приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательного интереса, зависит, прежде всего, от уровня развития ребенка, имеющегося опыта.  При этом важным педагогическим фактором является то, как именно был подан материал, какую почву подготовил педагог, чтобы вызвать интерес ребенка.

 Интерес — мотив способствующий ориентировке, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. (А.В.Петровский).

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника- из любви к воспитанию, убивает в учении охоту, учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу настолько возможно интересной, и, не превращать эту работу в забаву.
     Из всего выше сказанного,   хочется сделать вывод: для того чтобы ребенок хотел учиться и с желанием ходил в школу, стремился получить новые  знания – заинтересуй  его. Не маловажную роль играет внешний фактор, к которому  положительный микроклимат в классе. Проявить доверие к каждому ученику. Проявить свой педагогический такт и мастерство. Для ребенка создать ситуацию успеха. И самое главное    — это любовь к детям к своей профессии. Без этого вся педагогическая деятельность будет бесполезной.

Одним из путей развития познавательного интереса является проведение нетрадиционных уроков.

По определению И.П.Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок-это « импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру».

                Моя педагогическая деятельность в начальной школе только началась, но изучая Федеральный государственный образовательный  стандарт становится понятным, что приоритет в обучении сегодня отдается     способам организации деятельности учащихся. Особое внимание уделяется самоконтролю и самооценке учащихся. Поэтому на первом этапе своей деятельности, при  разработке уроков я особое внимание обращаю на логичность и последовательность  построения занятия, соблюдая принципы нарастания трудностей от простого к сложному, включаю в урок творческие задания, способствующие развитию ребенка.  Элементы занимательности, использование логических игр и упражнений вызывает у детей   живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материл, развивает творческую активность.

Особое значение в организации урока имеет его начало. На этом этапе важно настроить ребят на рабочий лад. Поэтому      использую прием «начало урока в стихах».

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Также в своей практике активно используются элементы театрализации.   

Проверяй-ка. Проверка домашнего задания и каких либо умений.

Вспоминайка. Повторение. Закрепление

Думай-ка. Задание повышенной трудности.

Словознайка. Работа с текстом.

Поиграйка. Различные грамматические игры. Артикуляционная гимнастика.

Слушай-ка. Работа со словом. Исследование звукового состава.

Наблюдайка. Умение исследовать звуковой состав речи: составлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работа с иллюстрациями.

Составляй-ка. Работа с текстом, умение конструировать монологическое высказывание (на заданную тему). Логично и последовательно строить высказывание. Формулировать главную мысль.

Узнавай-ка. ( «Знаете ли вы»). Знакомство с новыми звуками. Выявление важного сведенья в связи с темой урока.

      В современном уроке важно применение мультимедийных презентаций. Презентация- мощное средство наглядности для развития познавательного интереса. Позволяет сделать урок более интересным, а процесс обучения менее утомительным. Например, на уроке обучения грамоте по теме «Предложение» в форме игры-сказки, использовалась презентация «В гостях у сказки». Дети вместе с героями разных сказок выполняли обычные задания в игровой форме.  Сама игра делает процесс обучения занимательным, развивает познавательный интерес, мышление, наблюдательность. А использование красочной презентации позволяет развить у детей интерес, активно включиться в работу. На таком уроке наряду с закреплением знаний о русских народных сказках проходит исследование звукового состава слов. А слайдовая иллюстрация становиться фоновой заставкой, которая позволяет создать рабочую заинтересованность к теме урока.

    Для меня, как педагога,  важно, чтобы мои уроки запомнились детям,  они смогла не только научить чему то, но и способствовали развитию интереса к самому процессу обучения, который в последствии перерастет в стойкую учебную мотивацию.

 

Литература

1. Цукерман Г.А. «Психологическое сопровождение формирования и развития универсальных учебных действий», Казань, 2010.

 

28 комментариев на «Использование нетрадиционных уроков»

  1. Волощук Оксана говорит:

    Статья очень интересна и актуальна в наше время. Мотивация детей на уроках — это проблема современных учеников. Молодец! Так держать!

  2. Наталья говорит:

    Я согласна с автором статьи: очень важно,чтобы дети не только учились чему- то,но чтоб у них и развивался интерес к самому процессу обучения. Спасибо что поделились своим опытом)))

  3. Оксана говорит:

    Молодец, хорошо для начинающего педагога, так держать

  4. Статья учителя начальных классов Малковой Н.И очень интересна и , на мой взгляд, очень актуальна в наше время. Я полностью согласна с автором . Мне очень понравились те нетрадиционные методы и приемы , которые использует учитель в своей работе. Спасибо!

  5. Захарова Наталья говорит:

    Очень приятно, когда в школу приходят молодые педагоги, которые стремятся сделать процесс обучения в начальной школе интересным и творческим. Особо понравилось нетрадиционное начало урока, в стихотворной форме. Возьму себе на заметку. Наталья, огромное вам спасибо, УМНИЧКА!!!!

  6. Октябрина говорит:

    Спасибо за статью, очень познавательна. Безусловно, нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность.

  7. Субуханкулова Светлана Николаевна говорит:

    Статья автора в настоящее время очень актуальна, ведь не секрет, что большинство детей не желают учиться. Главная задача учителя сделать так, чтоб ребенок захотел учиться, с удовольствием шел на уроки. Нетрадиционные уроки это палочка-выручалочка для учителя, стартовая дорожка для ребят, на пути к успешному учению.

  8. Нина говорит:

    Наталья Ивановна!Статья очень интересна и актуальна в наше время. Мотивация детей на уроках — это проблема современных учеников. Молодец! Так держать

  9. СВЕТЛАНА: говорит:

    Спасибо,Наталья Ивановна!Я согласна с автором статьи: очень важно,чтобы дети не только учились чему- то,но чтоб у них и развивался интерес к самому процессу обучения

  10. Любовь Анатольевна говорит:

    Очень хорошая статья. Замечательно, что молодой педагог делится своим опытом, старается сделать урок интересным и познавательным. Спасибо!

  11. ирина ланцева говорит:

    Статья очень интересная,особенно понравился прием начала урока в стихах,сам урок в форме игры.Примем к сведению.Спасибо.

  12. Надежда Котегова говорит:

    Молодец!!!! Спасибо за статью, очень познавательна.

  13. Ушакова Н.Н. говорит:

    Я вполне согласна с автором, нетрадиционные уроки помогают учителю более ярко падать содержание урока, раскрываются таланты детей, их скрытый потенциал, а также активную познавательную деятельность учеников. Спасибо за статью.

  14. Тимофеева Инесса говорит:

    Считаю, что Вас ждет большое будущее. Так как Вы, будучи молодым педагогом, пытаетесь отыскать такие приемы работы, которые отвечают современным требованиям,стремитесь, чтобы каждому ребенку было интересно на Вашем уроке. Уверена, что это принесет свои плоды. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

  15. Екатерина говорит:

    Интересная статья. Хорошо, что молодой учитель делится своим опытом, стремится ставить уроки такими интересными. Молодец!!!8

  16. Очаковская В.В. говорит:

    Я тоже думаю,что нетрадиционные уроки нужны и важны в начальной школе.Например,урок-игра,ведь через игру дети лучше узнают и усвоят новые знания.Большое спасибо!

  17. Голятина Екатерина говорит:

    Согласна с начинающим педагогом, но всего должно быть в меру, в том числе и игровой деятельности. Спасибо.

  18. Ольга Николаева говорит:

    Автор затрагивает очень важную проблему мотивации познавательной деятельности. Кратко и лаконично изложен материал, который сопровождается конкретными примерами. НО хотелось бы ещё увидеть здесь разработку нетрадиционного урока, а не только приёмы.
    Современных детей трудно заставит делать, что им не интересно. Наталья Ивановна предлагает интересный подход к решению данного вопроса, особенно в условиях реализации федерального государственного стандарта. Поэтому, думаю, эта статья сегодня имеет актуальность. Материал очень интересный. Спасибо!

  19. Тюкавкина Светлана говорит:

    В принципе начало не плохое. Я думаю, что не только особое значение в организации урока имеет его начало, но и весь урок в целом. Важно настроить и продлить интерес учащихся не только в самом начале, но и на весь урок. Желаю удачи.

  20. Болдырева Л.П говорит:

    Я рада, что в школу приходят такие , как Вы , увлеченные, творческие и любящие детей, педагоги. Мне понравились ваши нестандартные элементы урока. Я тоже применяю нестандартные методы в некоторых этапах урока. Это стимулирует детей к действию, вызывает интерес к предлагаемой теме и , что самое важное, легко запоминается.

  21. Фалалеева Н.Г. говорит:

    Спасибо за статью,очень интересное решение проблемы — мотивации детей на уроках. Возьму себе на заметку некоторые моменты,думаю что как начинающему педагогу ,они будут полезны.Спасибо.

  22. Комогорцева В. Е. говорит:

    Статья понравилась тем, что молодой педагог располагает маленьких детей к себе. Заинтересовывает детей такими способами или моментами как игровая деятельность, особенно понравилось то как педагог настраивает детей на рабочий лад а именно используя приём «Начало урока в стихах». И я как тоже педагог с маленьким опытом и работающий с дошкольниками приму это к сведению. Большое спасибо!

  23. Светлана Анатольевна говорит:

    Статья интересная. Время от времени можно применять такие уроки, но важнее научить живому общению, осознанному речевому высказыванию в целях усвоения материала на уроке. Спасибо.

  24. Иванова Н. И. говорит:

    Статья учителя Малковой Н.И. по своей сути интересна и актуальна. Для любого учителя — будь то начинающий или стажистом — главное ребёнка научить, дать, то что заложено в Рабочей Программе и Стандарте . А выбор построения урока остаётся за учителем. Я тоже использую различные приёмы и методы, поэтому я полностью согласна с автором статьи. Большое спасибо!

  25. Севрюк Наталья говорит:

    Я, как и автор статьи, начинающий педагог.Мой первый класс с разным уровнем подготовки к школе, а так же с разными интеллектуальными способностями (одни хорошо читают и размышляют, могут правильно построить предложение, с интересом к знаниям приходят в школу, другие, к сожалению,приходят к игрушками и со слезами на глазах садятся за парты).Но когда я использую нетрадиционную форму урока дети с неподдельным интересом включаются в урок.Очень часто использую презентации, а еще могу с гордостью сказать, что в нашей школе есть нетбуки на каждого ученика. Конечно, работа с ними проходит не на каждом уроке , но детям очень нравиться. Хочу сказать спасибо, автору за предложенную статью. Мне стала интересна тема использования театрализации на уроке. Обязательно попробую на своих уроках.

  26. Марина Вениаминовна говорит:

    Автор в своей статье затрагивает важную проблему мотивации познавательной деятельности учащихся младших школьников. Материал изложен кратко и очень доступно. В своей статье Наталья Ивановна приводит приемы работы для развития интереса к учению, что не мало важно в современном уроке. Большое спасибо.

  27. Муравьёва В.Г. говорит:

    Статья полезная.Учитель видит основные требования к современному уроку.Применяет разные формы работы,которые способствуют развитию интереса к обучению.Согласна с тем,что особое значение в организации урока имеет его начало. Спасибо.

  28. Деревякина Т.В. говорит:

    Статья интересная. Я согласна с автором. Хочу добавить , что нетрадиционные уроки – одно из важных средств обучения, они не только формируют у учащихся устойчивый интерес к учению,но и снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нетрадиционные уроки разнообразят жизнь школьника. Большое спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *