Перфильева Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Краснокаменск
С программой развивающего обучения Л.В. Занкова познакомилась в 2005 году. В этом учебном году работаю в первом классе по программе развивающего обучения Л.В. Занкова, руководствуясь положениями ФГОС.
Особенности Стандарта второго поколения, такие как подход к Стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность Стандарта и регулируемого им учебного процесса на достижение результата, диктуют необходимость внесения изменений в организацию всех компонентов учебного процесса. Должны существенно измениться организация и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организация учебного материала, сама учебная среда. «Соответственно, это приводит к изменению системы оценивания, которая должна теперь выступать не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
-самостоятельный и самоценный элемент содержания обучения,
-средство повышения эффективности преподавания и учения,
-фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования» [3].
По мнению Логиновой О.Б. «оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов:
-оценивание является постоянным процессом;
— оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты;
— оценивать можно только то, чему учат;
— система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно — оценочную деятельность. Приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке;
— в оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса» [5].
Для того чтобы получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться, создать основу для развития универсальных учебных действий, обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка проводится стартовая диагностика по тетради Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой «Школьный старт» [1, 2]. Каждый ребенок работает в личной тетради. Все упражнения выполняются под руководством учителя. Диагностика позволяет выделить 17 умений. Они сгруппированы в блоки «Наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».
Все данные заносятся в сводные таблицы, что позволяет использовать их для качественного педагогического анализа. Из данных диагностики я узнала об особенностях класса и каждого ребенка. Результаты помогли выстроить работу в первые месяцы обучения. Проанализировав данные диагностики, было выявлено, что нужно уделить большее внимание на развитие мыслительных способностей и на развитие положительного отношения к процессу обучения.
С детьми, которые показали низкий уровень по блокам «Наблюдательность», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» была составлена программа коррекционно-развивающих занятий. Работа включала в себя групповые занятия, которые проводились с обучающимися в игровой форме. Игровая деятельность обучает ребёнка управлять своим поведением, а общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей. Проблемой в общении является недостаточное развитие речи. Чтобы снять затруднения при общении, в работе использовала постановку знакомых сказок, их изменение с проигрыванием, разыгрывание различных ситуаций из жизни. Такое содержание занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует активность. Использование игровых материалов и заданий, организация соревнований повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности, способствует повышению школьной и учебной мотивации, способствует развитию навыков общения и совместной деятельности.
В первые недели обучения детей в школе были проведены занятия «Сердце класса» и «Добрые слова приветствия». В первой четверти во время динамической паузы проводились игры «Мяч», «Тропинки», «Штирлиц», «Закончи слово», «Закончи предложение», «Запретный номер», которые помогают развитию внимания, памяти, мышления, речи. На уроках во время физминуток проводилась игры на развитие внимания «Запретное движение», «Запомни порядок».
При организации работы большую помощь оказала книга Н. В. Гатановой, Е.Г. Туниной «Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет», где представлено разнообразие игр, упражнений для развития внимания, мышления, памяти, речи [4]. В моем классе проводится кружок «Умники и умницы». Дети работают по тетрадям О.Холодовой «Юным умникам и умницам», где так же много заданий для развития познавательных способностей [5]. У ребенка формируется стремление к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах.
Достижения планируемых результатов — это итог совместной деятельности педагога и ребенка, заканчивающего обучение на начальной ступени образования.
Приложение
Игра «Закончи слово»
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
Игра «Закончи предложение»
Эта игра проводится практически аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложение: летом тепло, а зимой …(холодно и т.д. Рекомендации: Если ученик неверно заканчивает предложение нужно разобрать и выяснить, почему, слово, подобранное учеником не подходит. Также необходимо подобрать правильное слово и объяснить почему оно подходит.
Игра «Запретный номер»
Выбирается определенная цифра, например 4 запретная. Дети встают в круг по часовой стрелке и начинают по очереди счет :1,2,3 когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру 4, а хлопает в ладоши (раз).
Занятие «Сердце класса» ( Проводится в сентябре)
Цель: через создание положительного эмоционального фона.
Материал: карандаши, фломастеры; заготовка сердца маленького (по 2 на ребенка) и большое сердце (на ватмане), на котором дети будут рисовать, сердце (мягкая игрушка), которое используется для знакомства, звукозапись биения человеческого сердца.
Ход занятия. Вступление. Здравствуйте, ребята! Все вместе мы один большой класс. Учиться вам предстоит вместе долгие годы, поэтому сейчас, когда вы пришли в первый класс очень важно узнать друг друга. Человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Это значит, его ценят, любят, уважают.
1.Знакомство (цель — снятие напряжение, получение положительных эмоций). Вот и мы сейчас с вами познакомимся. У меня в руках сердце. Мы его будем сейчас передавать, и у кого оно будет в руках, называют громко свое имя. Учитель начинает с себя и далее передает ребенку. Когда ребенок называет свое имя, учитель громко его повторяет еще раз.
Сердце вернулось ко мне. Надеюсь, что вы уже хорошо знаете имена друг друга.
2. Учитель Скажите. ребята, а какими еще словами называют доброго человека? (дети — ласковый, умный, нежный….). А еще его называют «сердечным», потому что из сердца каждого человека исходит тепло и любовь к другим людям.
3. Учитель А сейчас положите руку на сердце (учитель показывает) и закройте глаза. Послушайте, как бьется ваше сердце. Оно полно жизни, добра и любви. Дети некоторое время сидят и слушают стук сердца (звукозапись).
4. Учитель. Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это большое сердце вашего класса. Оно очень большое. Мы все должны поместиться в нем, и вы сейчас в этом убедитесь. Учитель раздает по одному маленькому сердечку каждому ребенку и просит, чтобы они нарисовали подарок для своих одноклассников. Рисовать можно все, что захотите: солнце, цветы, облака и т.д. Кто нарисует, подходите ко мне. Учитель приклеивает маленькое сердце на большое. Когда работа закончена и все сердечки приклеены, учитель подводит итог работы.
Заключение. Посмотрите, какое сердце у нас получилось. Всё это подарки для вас — это цветок, солнце, шарик и т.д. В большом сердце каждому из вас нашлось место. Если вам когда-то станет грустно и одиноко, то вспомните, что есть большое сердце, в котором есть место каждому из вас.
Сейчас я вам подарю ещё по одному сердечку. Вы можете нарисовать подарок тому, кому захотите.
Список использованных источников
1. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. «Школьный старт» Рабочая тетрадь для первоклассников. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под редакцией М.Р.Битяновой.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В.,Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под редакцией М.Р. Битяновой. — 2-е изд., испр.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
3. Ванцян А.Г.и др. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова/А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н.Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г.Яковлева-Издательский дом «Федоров»,2011
4. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. «Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет», СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
5. Логинова О.Б. Мои достижения: Итоговые комплексные контрольные работы. 1 класс/ Под ред. О.Б. Логиновой.М.: Просвещение, 2009.
5. Холодова О. Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей. … 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс Рабочая тетрадь (в двух частях) Издательство: Росткнига, 2009.
6. Психологические игры и упражнения (Электронныйресурс) http://lib.znaimo.com.ua/docs/181/index-69438-78.html?page=4