Организация интерактивных форм внеурочной деятельности младших школьников

Цыремпилова Гэрэлма Шулуновна,

 учитель начальных классов

                                      МОУ «Кусочинская средняя

 общеобразовательная школа»

Могойтуйский район

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года организация внеурочной деятельности рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении,  формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей, развития творческих способностей и показателем сформированности социального опыта детей.

Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты. В школе есть 12 учебных кабинетов, спортивный зал, библиотека, столовая. В кабинете информатики 10 компьютеров, которые имеют выход в интернет, проектор, экран, интерактивные  доски. Кабинет начальных классов оснащён рабочими местами и  техническими средствами обучения.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).

Цель:

Способствовать личностному становлению учащихся.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.

Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах.

Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся

Результатом организации внеучебной деятельности должны стать:

развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

-формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;

— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции

В сентябре 2009 года 1 класс начальной ступени нашей Кусочинской средней школы среди 77 школ Забайкальского края начал работать в эксперименте по апробации ФГОС второго поколения.

Планируя организацию внеурочной деятельности в нашей — сельской  школе,  мы изучили и проанализировали материально-технические условия, нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое, кадровый потенциал, запрос родителей, интересы детей.

Исходя из особенностей сельской школы, малочисленности классов-комплектов, финансовых возможностей образовательного учреждения занятия внеурочной деятельности проводятся для разновозрастных групп  детей, учащихся 1-4 классов.

По требованиям ФГОС, учитывая материально-технические условия, кадровый потенциал,  запросы родителей и детей, руководители  стараются на внеучебных занятиях применять такие  инновационные формы и методы сотрудничества с учащимися, такие как интерактивные формы обучения и взаимообщения.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.

Понятие «интерактивные формы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» — действовать, действие) можно перевести как формы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.(слайд)

Под интерактивными формами обучения мы  понимаем систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.

Интерактивные формы внеучебной деятельности:

-дискуссия;

-ролевая игра

-мозговой штурм;

-метод анализа конкретных ситуаций;

-деловая игра;

-имитационная игра

-электронные  игры;

-электронные физминутки;

-мультимедиапрезентации;

Внеурочная деятельность в начальной школе была организована по следующим направлениям:

— спортивно-оздоровительное;

— художественно-эстетическое;

— научно-познавательное;

-военно-патриотическое;

— общественно-полезная деятельность;

— проектная деятельность;

Занятия по внеурочной деятельности ведутся учителями начальных классов,  учителями предметникам, педагогами дополнительного образования.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей.

В целях предоставления широкого выбора для ребенка занятий  по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, школа привлекает к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов-музыкальных руководителей, библиотекаря сельского Дома Культуры, руководителя музея, тренеров культурно-спортивного комплекса, где находится наш второй спортивный зал. Здесь проводятся секции по борьбе, волейболу и футболу Мы, учителя, всегда радуемся за успехи наших волейболистов, борцов — старшеклассников. Но и готовится новая смена. В этот зал с удовольствием ходят  наши малыши.

На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий.

По желанию детей и родителей в школе реализуется программа модуля по по выбору «Я-шахматист». Студию ведёт учитель начальных классов Бальжинимаева Б.Б. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением. При командной игре на шахматах дети, используют «Мозговой штурм», как одну из интерактивных форм, когда они реализуют «цепочку решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

Учащиеся 2-4 классов с удовольствием посещают студию «Театр и мы», (Руководитель учитель английского языка Раднаева Е.И.),где учатся ставить сценки и сказки на английском языке. Именно, в сказке дети выбирают себе роль по желанию, превращаются в любимых героев и сказка оживает на наших глазах. Таким образом, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения. Ролевая игра  предполагает взаимодействие участников игры не только на основе диалога и полилога, наличие сотрудничества и партнерства между участниками, что является одним из условий интерактивного обучения.

На начальной ступени ведётся кружок «Ёһо заншал». Руководитель кружка учитель начальных классов Цыремпилова Г.Ш. Сегодня наш бурятский народ возвращается к истории своего народа, к обычаям и традициям, к заповедям. Поэтому внедрение в систему воспитания народной педагогики  воздействует на мысли и чувства детей, вызывая в них формирование лучших человеческих качеств, передавая жизненный опыт предыдущих поколений. По результатам работ в конце учебного года оцениваются знания учащихся по народным традициям: оформление рефератов, проведение конкурсов, дискуссий, экскурсий, защита мультимедиапрезентаций на темы: «Бурятская кухня», «Бурятская одежда», «Жизнь, быт, традиции бурятского народа» и другие. Члены кружка ежегодно становятся победителями и призёрами районных, окружных, краевых конкурсов чтецов на бурятском языке. В этом учебном году участник кружка, ученик 2-го класса Батожаргалов Тимур стал вторым призёром на районном конкурсе чтецов среди школьников «Буряад хэлэмни, шамдаа!» и третьим призёром на окружном конкурсе. Также участник данного кружка Маюров Батор стал победителем в конкурсе «Эрхим найруулга». Руководитель Цыремпилова Г.Ш.

Учащиеся начальных классов ежегодно успешно принимают участие в межмуниципальном конкурсе исследовательских работ «Мы-исследователи» (п. Оловянная»). В конкурсе принимают участие члены кружка «Я-исследователь»(3-4 классы), руководителем которой является Тумунбаярова Ц.Д. На занятиях кружка дети учатся вести дискуссию, т.е. коллективно обсуждать конкретную проблему, сопровождающееся обменом идеями,  суждениями, мнениями в группе. Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор.

В прошлом учебном году участник кружка «Юный исследователь», победитель межмуниципального конкурса  «Мы-исследователи» ученик 4-го класса Цындымеев Насак стал вторым призёром (в общем зачёте) краевого интеллектуального марафона учеников-занковцев. Насак в составе команды Читинской области стал участником XI всероссийского интеллектуального марафана учеников-занковцев в г. Казань. Учитель Тумунбаярова Ц.Д.

Среди учащихся 2-4 классов в школе проводится кружок «Учимся говорить красиво», который ведёт  учитель русского языка и литературы Игумнова Н.К. Одна из интерактивных форм проведения занятий игра – «Своя игра». На занятиях дети с удовольствием учатся сочинять загадки. скороговорки и маленькие четверостишия на знакомые им темы: «Моя любимая игрушка», «Мой самый лучший друг», «Моя дружная семья» и другие.

Кружок «Очумелые ручки» ведёт учитель начальных классов Раднаева Б-Х. Ц. Один из ведущих методов занятий — метод проектов. Цель программы – дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов декоративно-прикладного искусства. На занятиях дети мастерили подарки своими руками для родителей, друзей, педагогов. Они понимают, что купить в магазине готовый подарок просто и быстро, но дорого. Лучше сделать его самим, вложив своё тепло и добро. Ребята освоили работу с природным материалом, аппликацией, бисероплетением, оригами.. Занятия всегда проходят в тёплой творческой атмосфере.

На занятиях студий «Весёлая палитра» и «Звонкие голоса» дети учатся находить новое, необычное и прекрасное  через музыку и  средства изобразительного искусства.

Сегодня мы живём во времена бурного развития гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютера, сотовой связи)-всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и ухудшению его здоровья. Секция «Ритмика» способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма.

Учащиеся начальных классов с большим интересом относятся к  занятиям. Особенно нравятся ребятам занятия в спортзале, на школьной площадке, прогулки, экскурсии, поездки, занятия танцами, рисованием, музыкой.

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим фактором. В конце учебного года планируется публичный отчёт деятельности — конкурсы, концерты, презентации проектных работ, спортивные соревнования, открытые занятия с приглашением родителей.

Выводы:Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся:  способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Учащиеся начальных классов с большим интересом относятся к  занятиям. Особенно нравятся ребятам занятия в спортзале, на школьной площадке, прогулки, экскурсии, поездки, занятия танцами, рисованием, музыкой.

С учетом проблем, пожеланий родителей, учащихся, руководителей кружков, мы определили для работы в новом учебном году следующие задачи:

-создание условий для свободного выбора каждым ребенком занятий в сфере внеурочной деятельности, удовлетворяющих его интересы, желания и потребности; (пополнение книжного фонда)

-совершенствование материально-технической базы (электронные учебники, цифровой фотоаппарат)

Тем требованиям, которые предъявляет новый стандарт к организации внеучебной деятельности соответствовать довольно сложно: это и условия школы, и финансовое обеспечение и кадровые условия, но тем не менее практика организации внеучебной деятельности в нашей школе имеет свои  результаты.  Также наши младшие школьники – активные участники очных, заочных олимпиад, ежегодно успешно участвуют в молодёжных чемпионатах: «Старт», «Олимпус». Есть у нас победители и призёры федерального и регионального уровня, которые награждены ценными призами-энциклопедией, книгами, медалями и дипломами.

Литература;

А. Я. Психология. Группы. Детский коллектив [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/soc95.html

Конвенция о правах ребенка. Статья 13 [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/

Презентация «Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников по реализации ФГОС» [Электрон. ресурс] / Режим доступа:http://uosheb.ucoz.ru/load/razvitie_obrazovanija_i_vospitatelnaja_rabota/obshhee/vneurochnaja_dejatelnost_fgos/8-1-0-118)

Радченко Т.И. Концепция разновариантных соревнований обучающихся//Первое сентября. Физика N09 (945), 1-31.10.2012 [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200702310

 

Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов. Проект «Информатизация системы образования». Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электрон. ресурс].- 2006/ Режим доступа:http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt6.html

Система оценки внеучебных достижений учащихся в МОУ «СОШ с.Лох» [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://lsshbur.narod.ru/13.htm

Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.