Организация работы младших школьников при определении
цели деятельности на уроке
Шароглазова Елена Викторовна,
учитель начальной классов
МОУ СОШ №10 п. Букачача
Чернышевского района.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Любой процесс познания начинается с привлечения внимания. Необходим эмоциональный всплеск, то есть необходима мотивация, побуждающая обучающихся к вступлению в деятельность. На этапе определения цели деятельности на уроке ставится проблемный вопрос, формирующий у обучающихся потребность освоения нового понятия: не знаю, что происходит, как происходит, но могу узнать, мне это интересно.
Чтобы цель деятельности на уроке стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?».
Я предлагаю фрагмент урока математики в 1 классе. Тема урока: «Единицы длины».
Цель деятельности на данной этапе: осознание необходимости изучения единиц длины.
— На уроке технологии мы будем работать с пластилином и глиной. Как сохранить столы в чистоте? (Постелить клеенку)
— Но вот беда, со столом в магазин не пойдешь. Как же узнать, сколько клеенки нам понадобится на каждую парту? (Предположения детей)
— Что нам надо измерить? Цвет? Состав? (Нет)
-Что же нам нужно измерить, чтобы застелить парты клеенкой? (Нам нужно измерить длину парты)
* Измерение длины разными мерками
— Чем можно измерить длину парты? (предположения детей заносятся на доску)
Работа в группах:
-Сейчас вы разобьетесь на группы по 4 человека. Каждая группа возьмет свою мерку, которой будете измерять длину парты (Даны цветные мерки разной длины).
Практическое измерение. После выполнения работы, группы по очереди называют величину, которая получилась. Величины фиксируются на доске.
Длина стола
5 синих мерок,
10 красных мерок,
12 зелёных мерок и т.д.
— Почему измеряли одинаковые парты, а величины получились разные? (Дети формулируют вывод)
* Необходимость использования единой мерки
–Как же мы отмерим клеенку, если у нас все мерки разные? (Надо выбрать одну мерку)
–Как же с нашими мерками мы пойдем в магазин?
— Как объясним продавцу, какой длины клеенка нам нужна? (Предположения детей.)
* Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
Выполнение заданий по учебнику. На последующих уроках будет проведена работа по формированию измерительных умений и навыков.
Приведу ещё один фрагмент урока математики по теме «Пятизначные числа. Знакомство»
Дан ряд чисел: 1398, 2398, …, 4398, …, … ,7398, …, …, …. .
Задание:
1.Прочитайте данные числа.
2.Разгадайте правило, по которому записан ряд чисел.
3. Заполни ряд по тому же правилу.
4. Увеличьте последнее число на 1000.
После проведённой работы дети определяют цель деятельности сегодняшнего урока, т.е. то чему научатся: определять разрядный состав пятизначных чисел, читать пятизначные числа.
Цели деятельности на уроке, сформулированные вместе с детьми, записываются на доске, а в конце урока, подводя итоги, анализируем, смогли ли мы достичь, поставленную цель. Исходя из этого, определяется цель работы на следующем уроке.
Мы с вами должны способствовать тому, чтобы ребёнок научился перевоплощаться в маленького ученого, который сам ставит перед собой цель, самостоятельно собирает нужные сведения, проводит наблюдения, делает вывод, а также сам оценивает собственный результат.
Главное для учителя — помнить, что все учащиеся — звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
Список используемой литературы
1. Истомина Н.Б. Уроки математики. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: Пособие для учителей / Н.Б. Истомина, Е.С. Немкина, З.Б. Редько, Н.Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
2. Математика: учебник для 1 кл. общеобразоват. учреждений. /Н.Б. Истомина. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
3. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике № 1, 2 для 3 класса. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Елена Викторовна, у меня в этом году тоже первый класс. Интересно было ознакомится с Вашей организацией деятельности учащихся на этапе определения цели. Она отвечает современным требованиям, так как знания, полученные на уроке, пригодятся детям в жизни. Непременно воспользуюсь Вашими советами. Большое спасибо!
Елена Викторовна, спасибо за статью.Вы правильно отмечаете, что процесс познания начинается с мотивации учащихся. Вы владеете технологией целеполагания. Используете эффективные формы и приемы обучения, повышающие степень активности детей на уроке (работа в группах- приобретение практического опыта. Положительный является то, что добиваетесь осмысления учебного материала всеми детьми( «Где и для чего пригодятся полученные знания…»)Определяете цель на следующий урок.
Действительно, ребенку необходим «эмоциональный всплеск», побуждающий к учебной деятельности. Поэтому учитель должен продумать систему вопросов на каждом уроке, при постановке учебной цели. Согласна, что важно ответить на вопросы «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» Спасибо за статью.