Организация самостоятельной работы на уроках в условиях реализации ФГОС НОО

                                                                         Лапердина Марина Викторовна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                                       МБОУ Приаргунская СОШ

                                                                          п. Приаргунск

В основу ФГОС НОО положен деятельный  подход  в образовании. Ключевым условием в реализации данного подхода является — организация самостоятельной работы на уроке [7]. Метод  обучения,  при котором  ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам  в процессе обучения называется — деятельностным методом. В системе обучения  Занкова  по всей линии учебно-методического комплекса  прослеживается деятельностный метод обучения.

Л.В. Занков  писал: «Не сообщать детям в готовом виде то, к чему дети могут прийти путем собственных внутренних усилий»  [3].

По  данной системе обучения  делается ставка на самостоятельную деятельность учащихся, которая  развивает у них интерес к знаниям  и потребность их в самостоятельном поиске. По мнению П.И. Пидкасистого «самостоятельная работа – это не форма организации   учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную    деятельность» [6].   Основная ее цель – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать  факты, усваивать учебный материал. Учитель направляет детей на уроке, дает рекомендации, помогает  ребенку самостоятельно  находить, «добывать» знания.  Самостоятельной работе на уроке отводится большая часть времени, причем она становится  исследовательской, творческой. Самостоятельная работа учащихся формирует не только предметные знания и умения, но и личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

О.А. Нильсон рассматривает самостоятельную  работу как  «способ организации деятельности школьников, в котором:

1. Им предлагаются учебные задания и инструкции их выполнения;

2.  Работа проводится без предварительного инструктажа учителя;

3. Выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения (иначе говоря, он не может работать по какому-то заученному шаблону)» [5].

Предлагаем задания, которые мы используем в своей практической работе.

— Работа по карточкам.

Например: Тема «Имя существительное».

Запиши по одному имени существительного  мужского,  женского и среднего рода. Придумай, с каждым  словом предложения. Запиши предложение, подчеркни главные  члены предложения.

— Тестовая работа. Прочитай задание. Отметь плюсом правильный ответ.

 

1. Кожа – это орган

…а) слуха             … б) осязания         … в) обоняния

 

2. Кожа дышит через

…а)  поры            … б)  волоски          … в)   жир

 

3. Кожа состоит из трёх слоёв

 …а) наружная оболочка, жир, кожа

 …б) наружная оболочка, кожа, подкожный жир

 …в)  жир, пот, поры

 

 4.  Чтобы на коже не было микробов, надо

… а) мыть всё  тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю

… б) смазывать тело кремом

 

  5.  Какие предметы ухода за кожей указаны правильно

…а) зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка

…б) мочалка, мыло, полотенце, крем

…в) гуталин, обувная щётка, клей

 

Работа в парах.

Дети  самостоятельно выполняют задание  и проверяют друг друга. Если  найдена  ошибка исправляют и объясняют правильность выполнения задания.

— Работа в группах.

В ходе такой работы дети   приучаются к совместной деятельности. Ребята всей группой выполняют задание, прислушиваясь  к мнению других, отстаивают свою точку зрения и вместе выбирают правильный ответ. Такая форма работы учит проявлять уважение к одноклассникам. В  задании  можно поставить проблемную ситуацию.  Главное требование к поставленной проблеме – её значение для учащихся и интерес к ней. Поэтому нужно ставить проблемы, которые понятны и доступны для выполнения. Проблемные ситуации могут возникать в классе при попытке объяснить увиденный опыт, применить знания в новой ситуации. [4]

 —  Проектно — исследовательская  деятельность.

Это деятельность связана с творчеством учащихся. Исследовательская деятельность на уроке и вне урока развивает умение видеть проблему, работать с дополнительной литературой, исследовать объект.  Работа позволяет привлечь учащихся к изучению дополнительной литературы. [2]

— Самостоятельная работа с применением ИКТ.

У  детей  развивается умение ориентироваться в информации окружающего мира при выполнении индивидуальных заданий,  как на уроке, так и дома, составлять небольшие презентации к уроку, обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику  целью школьного образования становится «развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря: умение учиться» [4]. Из пассивного потребителя знаний ученик  становится активным субъектом образовательной деятельности.

 

 Список использованных источников

  1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. — Издательство: Минск: «Народная асвета», 1973.
  2. Громова Л.А. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников. Методическое пособие. — М.: УЦ  Перспектива 2012.
  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.-3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2002.
  5. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся.-Тарту, 1976.
  6. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность  школьников в обучении: Теоретико — экспериментальное исследование исследование DJVU. М.: Педагогика, 1980 .
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *