Макарова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Ушмунская средняя общеобразовательная школа»
Газимуро – Заводского района.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели сделать, самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н.Толстой
Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении – одна из главных целей образования.
Одна из заповедей Л.В.Занкова: «Ошибка — находка для учителя!» [2]. Неправильные ответы подводят весь класс, а не одного ученика к самостоятельному осознанному выводу. И именно на первых уроках мы снимаем страхи детей перед неудачей. На первых уроках «Обучение грамоте» по теме: «Такой – другой» с.19. «Азбуки» (авт.Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец) детям после фронтальной работы, в целях избежать переутомления, предлагаю выполнить самостоятельную работу шёпотом (чтение, решение ребусов), или молча (подчёркивание буквы, продолжение ряда букв и рисунков в том же порядке). Именно тогда, когда ребёнок, молча, решает какую-либо задачу, активизируется внутренняя речь, которая лежит в основе речи письменной, а, следовательно, развивается познавательная активность детей.
Формированию самостоятельности помогает совместная деятельность учащихся, которая включает в себя организацию работы в парах постоянного или сменного состава. Такая форма работы практикуется и наиболее эффективна на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения.
Очень удобна работа в парах постоянного состава при работе с карточками. Карточки могут содержать и контрольные задания, материал для закрепления изученной темы. Дети работают по знакомому уже алгоритму (некоторые алгоритмы составлены детьми, некоторые учителем): знакомятся с заданием, выполняют его, проверяют себя, а потом проверяют друг друга. Если найдена ошибка, то её зачёркивают и объясняют, как выполнить задание правильно.
Выработана система сигналов: работа выполнена, пара работает, требуется помощь. Дети оценивают свою работу и работу друг друга в специальных тетрадях: «Карта успехов».
Кроме парной работы широко используется и групповая работа. В ходе такой работы дети приучаются к совместной самостоятельной деятельности. Стихия детей – игра, поэтому организуем соревнования в группах и между парами. Критерии соревнования: правильность выполнения, организованность работы в группе.
На уроках в начальный период обучения очень распространена индивидуальная форма организации учебной работы. Хорошо, если ученику удаётся самостоятельно выполнить задание. Но если он один раз, другой раз не справился заданием, ему становится неинтересно на уроке. Поэтому задания надо подбирать различной сложности: сначала более простые, потом постепенно сложность возрастает. В таком случае на уроке у сильных учеников, справившихся с основным заданием, есть интересная творческая работа, предложенная в дополнительных заданиях. Такая организация самостоятельной работы помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, слабому даёт возможность познать радость труда – найти верное решение. В случае успеха у ученика появляется самое важное желание хорошо учиться, самостоятельно выполнять задание.
Много заданий на развитие у детей способности к самоконтролю даётся и на уроках письма в Тетрадях по письму (авторов Н.В.Нечаевой, Н.К.Булычёвой.
Урок по теме «Слог. Знакомство со слогом» Азбука (авт.Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец)
1.На доске записаны буквы: л, м, н, р.
-Что можно сказать о данной записи? Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов.
Возникает коллизия, класс приступает к её решению.
Урок – это один из главных компонентов учебного процесса, он предусматривает различные этапы. Особенно на уроках в малокомплектной школе одним из главных видов деятельности является организация самостоятельной работы. На разных этапах урока с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания и умения. Например, на этапе первичного изучения нового материала, можно использовать самостоятельную работу с элементами исследования, во время закрепления – работа в парах или группах. Работая в паре, учащиеся проверяют друг у друга домашние задания, словарные диктанты, технику чтения. Например, работу в парах постоянного и сменного состава мы начинаем со второго полугодия в первом классе. Проводим взаимодиктанты: на карточке у каждого слово (впоследствии предложение, маленький текст и т.д.) по очереди дети диктуют своим партнёрам, обмен тетрадями, проверка и оценивание; затем пара меняется.
Л.В.Занков выдвинул принцип осознания школьниками процесса учения – способности к самопознанию, самоанализу. «Дидактический стержень занковского урока – это процесс деятельности учащихся, которые на протяжении урока наблюдают, сопоставляют, производят аналоги, т.е. идет процесс усвоения знаний и работа над развитием» [2]. Жизнь детей на уроке – это проявление воли, различных эмоций, чувств, увлеченность и работа ума. Обязательно изучается результат деятельности. Правилом для учеников является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, создаются условия для развития способности к самообразованию.
Сначала у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерения, решения несложных задач и т.д.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы учителя, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
К приёмам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий, можно отнести ситуации, в которых ученик:
— защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретённые знания (работа в парах и группах);
— задаёт вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания (взаимопроверка);
— помогает другим при затруднениях, объясняя им непонятное (учитель – ученик, динамическая пара);
— выполняя задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы (исследование);
— ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним (исследование в группе);
— выбирает задание из поисковых и творческих задач (исследование в парах и индивидуальное);
— осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий (во всех видах самостоятельной работы) [7].
При выполнении самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний . В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе врачи, конструкторы, художники, философы и т.д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, я хочу закончить свою статью словами, что наша школа, должна готовить не исполнителей, а творцов и мыслящих людей.
Список использованных источников
1. Выготский Л.С.«Полное собрание сочинения».- М.: Педагогика, 1982.
2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды.-3-е изд., дополн.-М.: Дом педагогики, 1999
3. Научно-методические журналы « Практика образования. Система развивающего обучения Л.В.Занкова».- 2009-2014г.
4. Никишина И.В. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе». – Издательство «Учитель», 2008.
5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». – М.: Народное образование, 1998 .
6. «ФГОС начального общего образования: опыт реализации». – Издательство «Учебная литература», 2012.
7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988