Особенности работы по формированию орфографической грамотности младших школьников по УМК «Гармония»

Особенности работы по формированию орфографической грамотности младших школьников по УМК «Гармония»

Хохлова Ирина Леонидовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №26 г. Читы

            Главной особенностью комплекта «Гармония» является учебная деятельность, её способы, приёмы, обеспечивающие достойные условия для развития ребенка с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Главное направление новых стандартов — забота о развивающей стороне всего обучения, формирование у учащихся умения учиться. Данная программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности, направлена на развитие мышления, логики, грамотности.

Особый интерес у меня вызывает методика преподавания русского языка по учебнику «К тайнам нашего языка», автор М.С.Соловейчик. Работать  по этой программе сложно, но интересно. Большое внимание  в первом классе уделено фонетике, что вполне обоснованно. Ребёнок учится слушать и слышать звуки, находить опасные позиции звуков и обозначать условным графическим знаком («окошко»), что положительно в будущем скажется на орфографическую грамотность школьников. Другой особенностью является поиски «опасных мест при письме». Вначале трудно работать с такой методикой, но стоит точно следовать указаниям автора учебника. Сначала необходимо научить детей слышать «опасные места», видеть их, обозначать «окошком» это и есть способ уйти от ошибок в орфографии. Постепенно таких «окошек» становится все меньше с изучением новых правил. Перед ребенком ставится задача, которую он должен решить сам, с помощью учителя или родителей, подобрав подходящее правило написания.

Основная задача-это развитие орфографической зоркости. Ребёнок должен сам увидеть допущенные ошибки, объяснить их и исправить, так у школьников зарождается учебная самостоятельность, умение пользоваться учебной книгой, разными видами словарей. Изучение языка сопровождается работой над культурой устной и письменной речи. Ведется работа по написанию поздравлений, объявлений, записок, ведению дневниковых записей.

В учебнике заложена логика в построении содержания материала, соблюдается тематический принцип. Каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, ребёнок легко может сам сформулировать тему урока и при помощи учителя или сам поставить перед собой цели и задачи урока, в самом учебнике заложены приемы для создания проблемной ситуации. Созданы условия, для повтора ранее изученного, прослеживается деятельностный подход  в организации обучения, используются приёмы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

Информация учащимся не дается в готовом виде, а добывается вместе с учениками, выводы необходимо   сформулировать школьникам  и  только  после  этого  прочитать  их  в  учебнике. Если школьники сами  пришли к открытию, то знания будут осознанными, значит и «зазубривать» их не стоит. Ученикам часто рекомендуется высказать свои предположения, попробовать ответить самим на вопросы персонажей учебника, проверить или уточнить ответы учебника. Дети с удовольствием включаются в такую работу, высказывают своё мнение, ведут дискуссии. Иногда для получения ответа на возникший вопрос, предлагается узнать мнение ученых.

Большим плюсом является то, что в учебнике предусмотрены рекомендации для родителей, которые родители могут сами изучить и объяснить ребенку, то, что он не понял или пропустил.

В учебнике предусмотрены задания для детей с различным уровнем их подготовленности. К каждому учебнику комплекта «Гармония» имеются рабочие тетради, они вносят разнообразие и работу над учебном материалом и снимают усталость от письма.

Целенаправленная, систематическая, правильная работа по формированию орфографической грамотности по УМК «Гармония» дает хорошие результаты. Школьники усваивают основные орфографические правила написания, видят опасные места, стараются их объяснить, отмечают не изученные орфограммы. Такая работа помогает овладеть программными знаниями, развивает наблюдательность, учит сравнивать и сопоставлять, что развивает орфографическую зоркость, пробуждает желание учиться.

 

Литература:

1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплекс для четырёхлетней начальной школы «Гармония». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка; Методические рекомендации к учебнику для 1, 2, 3, 4 классов. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

Один ответ на “Особенности работы по формированию орфографической грамотности младших школьников по УМК «Гармония»

  1. Наталья говорит:

    Я согласна с автором статьи, что работать по учебнику «К тайнам русского языка» автора М.С.Соловейчик действительно интересно. Работая по этому комплекту я много нового и интересного открыла для себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *