Особенности развития связной устной речи младших школьников в ходе использования диалоговых технологий
Ларина Юлия Сергеевна,
МБОУ СОШ № 5 г. Читы
Современное общество характеризуется увеличением значения различных видов коммуникации. Каждый современный человек должен обладать развитой устной речью. Развитая связная устная речь обеспечивает успешность взаимодействия личности с окружающими ее людьми и определяет степень ее успешности в будущей жизни, обуславливает формирование ее личностных качеств.
Интенсивное развитие устной речи осуществляется в младшем школьном возрасте, именно в это время у человека закладываются базовые умения и навыки.
Но как показывает практика, уровень развития связной устной речи у младших школьников достаточно низок. Младшие школьники не владеют в достаточной мере нормами литературного языка, имеют бедный словарный запас, не умеют выстраивать свои высказывания в соответствии с речевыми жанрами. Также, дети в большинстве случаев, не обладают правильной речью. Довольно часто они имеют дефекты речи (плохо выговаривают отдельные звуки); речь у некоторых школьников невыразительна и недостаточно ясна или в ней могут встречаться просторечья, слова-паразиты.
Таким образом, уровень развития связной устной речи школьников весьма различен, в целом, он далек от желаемого. Решение этой проблемы
На данный момент проблема была рассмотрена и изучена с теоретической точки зрения. Мы выявили ведущие идеи и ученых, занимающихся в этом направлении. В сфере образования получают утверждение идеи личностно-деятельностного подхода и коммуникативного подходов, сущность которых отражена в работах И. А. Зимней. В настоящее время основы личностно-деятельностного подхода были заложены работами психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Коммуникативный подход основывается на работах философа Хабермаса о теории коммуникативного действия, также заимствует положения из педагогики, риторики, психологии. Вопросами развития речи занимались многие ученые (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева и др.). Также мы решили посмотреть, использование каких педагогических технологий в рамках личностно-деятельностного и коммуникативного подходов способствует развитию связной устной речи младших школьников. На наш взгляд, при развитии устной речи целесообразно использовать диалоговую педагогическую технологию.
По определению В. А. Сластенина, педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [1].
Диалоговая технология — это технология главными компонентами которой являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры, развитию связной устной речи [2]. Диалог как компонент диалоговой технологии – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно.
В результате внедрения диалоговых технологий в обучении произошёл переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной), при которой учитель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание ко всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения школьников при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с учителем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого ученика [1].
Грамотная реализация технологии предполагает глубинное изучение ее сути: принципов построения урока с помощью технологии, ее компонентов и значимость каждого из них. Нами была сделана попытка использовать сущность диалоговой технологии и выявить ее возможности в развитии устной речи у младших школьников. Важно подчеркнуть, что при реализации диалоговой технологии необходимо учитывать возрастные особенности детей, т. е. организация урока в начальной школе будет иметь свою специфику.
Организация урока в начальной школе с использованием диалоговой технологии должна строиться с учетом следующих возрастных особенностей младшего школьного возраста. Во-первых, в данном возрасте повышается острота зрения, слуха; постепенно развивается фонематический слух в условиях систематической работы на уроках чтения, письма, развития речи. М.В.Попова также считает, что в процессе чтения и письма большое значение имеет проговаривание – речевая кинестезия (А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин, Л.К.Назарова, Л.Н.Кадочкин, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина). Речевые кинестезии имеют огромное значение «в тонком и точном восприятии звуковой речи». Во-вторых, по данным наблюдения за детьми 7-9 лет, проведенного ведущим педагогом, Поповой Маргаритой Владимировной, была выявлена следующая особенность: ребенок, освоив азы контекстной речи, способен говорить «не только для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, удержать внимание собеседника». Исследовательница отмечает, что в таком случае нельзя, чтобы ребенок «эксплуатировал хорошее к нему отношение близких и позволял себе пустую болтовню»[4]. Следовательно, на уроке учителя должны определить некоторые рамки для таких детей.
Диалоговая технология предполагает целенаправленную систематическую работу над развитием устной речи у младших школьников. Школьники имеют возможность развивать свою речь посредством частого говорения, в результате которого они вырабатывают навык выстраивания логически правильного связного распространенного высказывании[2].
По утверждению Л. В. Занкова, при построении диалогового урока в начальной школе необходимо создавать определенные условия в классе:
— снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком и использование приемов, «подогревающих» обучение;
— владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога;
— проведение наряду с уроками-заданиями уроков-наблюдений и уроков проблемных ситуаций;
— использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций и т.п.;
— смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, т. е. переход из закрытой педагогической позиции в открытую [3].
Следующим шагом нашего исследования стало диагностики актуального состояния развития устной связной речи на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы во втором классе.
Нами были определены критерии и показатели уровня развития связной устной речи у младших школьников, т.е. была разработана критериально-диагностическая база исследования.
Критериально-диагностическая база исследования уровня развития связной устной речи у младших школьников
Критерии исследования | Показатели | Диагностический инструментарий |
I. Потребностно -мотивационный | — стремление и желание общаться с окружающими людьми;
— потребность понимать друг друга; -потребность самовыражения через слово; -стремление к совершенству. |
— наблюдение;
-психологические тесты; — беседа |
II. Когнитивный | — знание о культуре речи и литературных нормах языка;
— понимание норм речевого поведения; — понимание различий между речевыми жанрами и стилями; — понимание этикетных норм; — объяснение значения норм в устной и письменной речи |
— опрос учащихся;
— тестирование
|
III. Деятельностный | -цельность высказываний;
— связность речи; -последовательность в речи; — содержательность; — языковая правильность; -выразительность речи; — качество устной речи (интонация, дикция, дыхание, громкость);
|
— наблюдение за учащимися; — беседа с учащимися; — анализ сочинений учащихся; — анализ результатов работы учащихся с предложениями и текстом. |
Развитие устной речи должно осуществляться в младшем школьном возрасте, поскольку именно в это время у человека закладываются базовые умения и навыки. Этому способствует организации процесса обучения по УМК «Гармония»: игра «Радиотеатр» на уроках литературного чтения, диалоги сквозных персонажей Маши и Миши (на уроках математики), дошкольника Антона и мальчика-иностранца (на уроках русского языка). Таким образом, использование диалоговой технологии в начальной школе, на наш взгляд, способна решить данную проблему в полной мере.
Список литературы:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Листоская Е.А. Диалоговые технологии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении
- Обучение и развитие. Под ред. JI.B. Занкова. М.: Педагогика, 1966. 186 с.
- Попова, М. В. Психология растущего человека: Краткий курс возрастной психологии. М.:ТЦ Сфера, 2002. 128с.
- Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.:АРКТИ, 2000. 367 с.
.
Использование диалоговой технологии в начальной школе важно и нужно.Спасибо
Использование диалоговой технологии — тема для меня новая, поэтому она меня заинтересовала.Спасибо.
Несомненно, это очень важные приемы работы. Но важно учитывать то, что вступают в диалог,как правило, дети развитые, смелые. А вот большая часть детей будут молчать. Задача педагога вовлечь всех ребят, побудить к диалогу» молчунов». В нашу школу — интернат поступают дети, которые никогда не посещали дошкольные учреждения. Вот с такими детьми мы должны работать индивидуально.
я считаю, что данная статья актуальна в наше время. Диалоговая технология побуждает всех детей к умению высказывать свои мысли. Учит культуре речи, что немаловажно в наше время.