Предупреждение ошибок учащихся

Предупреждение ошибок учащихся

при обучении решению текстовых задач

Лапшина Октябрина Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №16 г. Читы

 

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

  Текстовые задачи в курсе математики в начальной школе занимают значительное место. При решении задачи у школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При решении текстовых задач дети допускают ошибки разного характера и достаточно сложно установить причину той или иной ошибки. Даже у одного и того же ученика при различных обстоятельствах и на разных этапах обучения причины появления ошибки могут быть разными: невнимательность, несосредоточенность, неуверенность, несформированность вычислительных навыков, неумение анализировать ситуацию, описанную в задаче, отсутствие теоретических знаний и т.п.

Особое значение в связи с этим приобретает предупреждение ошибок. Но это не значит, что учитель должен систематически предупреждать трудности, возникающие у учащихся, и подавать им в готовом виде образцы правильных рассуждений. Там, где возможно, следует использовать эти затруднения для активизации мыслительной деятельности школьников, развития у них интереса к решению задач.

  Многие учителя и методисты считают, что главное – не работать над уже допущенной ошибкой, а предупреждать ее. Поэтому анализирую ошибки, пытаюсь соотнести эти ошибки с несформированностью у ученика тех или иных умений, продумываю приемы для предупреждения или для ликвидации данных ошибок, подбираю соответствующие задания.

При переходе к решению составных задач   довольно распространенной ошибкой является смешение простых задач с составными. Покажу это на конкретном примере.

Задача «Во дворе играло 6 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько детей играло во дворе?» При решении данной задачи детьми были допущены следующие ошибки:

6 + 2 = 8 (д)    

     6 + 8 = 14 (д)

В первом случае решающий отождествляет данную задачи с задачей простой, в которой слово «больше» влекло за собой действие сложения.  Краткая запись,  представленная  на  символической модели не помогает ребёнку понять условие задачи.

 

     Д – 6                    

                                              ?

     М – ?, на 2 больше

 

 

 Для предупреждения (или для ликвидации) ошибки полезной будет иллюстрация условия задачи, т.е. представление условия задачи на предметной модели:

 

                                    Д –

                                                                                                     ?

                                    М –

 

Более эффективным приемом, на мой взгляд, является   представление краткой записи задачи в виде схемы, а так же сравнение пар задач – простой и составной задачи  – и их решений.  

Сравнение задач и их решений способствует более глубокому осознанию ситуации, описанной в задаче, и взаимосвязей между величинами, входящими в нее, что и помогает преодолеть затруднения и ошибки, возникающие у учащихся при решении.

На мой взгляд, эффективность работы по предупреждению ошибок учащихся при обучении решению текстовых задач зависит от умения учителя предвидеть трудности учащихся и наметить пути их преодоления. Хочу выделить основные проблемы, которые встают перед  учащимися при решении задач и приемы, помогающие избежать эти трудности.

Трудности

Пути их преодоления

1. Непонимание условия задачи 1.  Сравнение текстов задач.

2.  Составление математических рассказов по предложенному рисунку.

3. Предложить дополнительную конкретизацию по  схеме.

2. Несформированность умения анализировать задачи 1. Предложить дополнительную конкретизацию на схеме.
3. Непонимание связей и зависимостей между величинами, входящими в задачу (скоростью, временем и расстоянием и др.);   1. Решение  взаимообратных задач, представленных в виде таблицы.
2. Дополнительная конкретизация на основе чертежа.
3. Решение пары задач с одинаковыми данными, но разными вопросами.  
4. Решение задач знакомого вида, содержащих многозначные числа Полезно предложить задачу такого же вида, в условие которой входили бы небольшие числа.
5. Неверно выбранное действие 1. Использование схемы и выполнение практических действий.
2. Выбор верного решения.   

3.  Решение задачи по представленному плану (План решения задачи может быть представлен в виде вопросов, или в виде пояснений).  

4. Анализ неверного решения.
5. Дать готовое решение и попросить учащихся объяснить каждое выполненное действие.

Итак, работа  по формированию умения решать задачи не должна сводиться к решению подобных задач, она должна быть частью целостной системы обучения, которая поможет обучающимся набрать опыт решения текстовых задач.

 

Один ответ на “Предупреждение ошибок учащихся

  1. Татьяна говорит:

    Решение задач всегда вызывает затруднение у многих детей. Очень полезная таблица основных трудностей, возникающих у детей при решении задач. Буду обращаться к ней при анализе контрольных работ. Спасибо, полезная статья.

Обсуждение закрыто.