Развитие орфографической зоркости в 1, 2 классах
(УМК «Гармония» букварь «Мой первый учебник», учебник «К тайнам нашего языка» авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко)
Селиванова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Смоленка
Читинского района
В свете современных подходов к образованию младших школьников хочется указать на особенности курса русского языка, представленного в учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Прежде всего, курс нацелен на становление ребенка как языковой личности.
Важнейшей особенностью курса является системно-деятельный подход к организации обучения, когда наряду с предметными учебными действиями, развивается комплекс универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Принципиальная особенность курса связана с обучением орфографии. В содержание и организацию принятого обучения внесены существенные изменения: а) усиленно роль коммуникативного и социального мотивов («Ты хочешь, чтобы тебя понимали?..»; «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно!»); б) обеспечено системное (начиная с 1 класса) формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников; в) введен особый способ письма: сознательный пропуск («окошко») на месте орфограммы в случае затруднения в выборе букв; г) изменен подход к изучению ряда орфографических правил.
Начинается работа по букварю «Мой первый учебник». Наряду с обучением чтению, букварь осуществляет целенаправленную подготовку учеников к освоению курса русского языка. Предусмотрена пропедевтическая работа по орфографии: а) знакомство (на практическом уровне) с признаками наиболее распространенных орфограмм («опасных при письме мест»); б) начало целенаправленного формирования орфографической зоркости школьников, т.е. умения замечать орфограммы.
На уроках обучения грамоте дети знакомятся с признаками «опасных при письме мест» для гласных и согласных. На страницах букваря предлагаются специальные задания, помогающие первоклассникам постепенно осмысливать природу русского письма, сущность и опознавательные признаки встречающихся «опасностей», а также накапливать опыт нахождения «опасных мест» в читаемых (а на уроках письма записываемых) словах, предложениях, текстах.
Тщательный подход к изучению каждой темы курса самими авторами и кропотливая работа учителя заставляет каждого ученика думать, а потом действовать, заставляет и учителя заниматься самообразованием. Еще Конфуций говорил: «Учитель и ученик растут вместе». По требованиям ФГОС НОО ученик учиться (сначала вместе с учителем) ставить учебные задачи, принимать и решать их; строить рассуждения, действовать по алгоритму, пользоваться памятками; контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность и работу других и в этом, в полной мере, ему помогает учебник.
Особое внимание авторы УМК уделяютк таким вопросам: «Как списывать?», «Как писать под диктовку?», «Как оформлять собственные мысли?». Для всех этих вопросов есть ответы в учебниках «К тайнам нашего языка». Это работа по памяткам 1, 2, 3, 4. Это и учителю помощь, и ученику «палочка-выручалочка», и родителям подсказка. В 2004 году после открытого урока русского языка у нас с коллегами возник спор, нужно ли в слове «чашка» отмечать безударную гласную во втором слоге, ведь якобы и так понятно. Оказывается, нужно.
При рассмотрении темы «Учимся писать без ошибок» (2 класс) вводится Памятка 3, согласно которой учащиеся должны писать с пропуском все орфограммы, включая и те, на месте, которых они знают букву или могут определить ее с помощью известного правила или словаря. А при изучении следующей темы «Орфографические задачи, которые легко решать» — в требования пропуска букв вводятся некоторые «послабления». Это происходит за счет знакомства с теми орфограммами, которые являются ими лишь теоретически. Фактически при письме эти места «безопасны», а потому буквы на их месте можно вставлять сразу. Имеются в виду: 1) окончания имен существительных в именительном падеже, которые легко узнаются путем подстановки местоимений (она, оно, они); 2) родовые окончания в глаголах прошедшего времени, которые узнаются так же; 3) возвратная частица –сь в глаголах того же времени; 4) буква на месте безударного гласного звука [у]; 5)буквы –ти, ть на месте конечных согласных звуков в глаголах.
Я с удовольствием работаю по УМК «Гармония», соблюдая рекомендации авторов. Но у меня есть вопросы к коллегам.
1) Темп работы разный в силу индивидуальности каждого ребенка (одни работают быстро, другие медленно), поэтому возникают разные сложности, особенно, во время диктантов. А у Вас?
2) На написание диктанта уходит практически весь урок, и на выполнение грамматических заданий остается очень мало времени, или не остается совсем. А у Вас?
3) И еще один вопрос об объеме записей на уроке. По опыту 1 класса знаю, что объем записи в рабочей тетради будет существенно меньше, чем тот, который бывает обычно. Объясняется это, во-первых, переносом части работы в тетрадь-задачник; во-вторых, некоторым увеличением (по сравнению со сложившейся практикой) доли устных рассуждений; в-третьих, достаточно трудоемкой, занимающей много времени процедурой списывания. Понимаю, что результат обучения грамотному письму не зависит от количества написанных строк, но учителя-предметники не всегда с этим согласны.
Количество обучающихся на «4» и «5» при 100% успеваемости за первую четверть 2 класса по русскому языку составляет 52 %. Надеюсь, что нынешние ученики будут более грамотными и привычка контролировать, регулировать свою деятельность сохранится не только на уроках русского языка, но и для решения любых жизненных задач.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения
- Соловейчик М.С. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» для 1 классов общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. — Ассоциация XXI век, 2011 – 448
- Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 6-е изд., переработанное. — Ассоциация XXI век, 2012. – 144 с.
- Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – изд. 6-е, переработанное. – Ассоциация XXI век, 2012. – 344
- Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» / под редакцией Н.Б. Истоминой. — Ассоциация XXI век, 2013.- 88 с.
Ушаков О.Д. Мудрые мысли мудрых людей. Справочник школьника. / О.Д. Ушаков. ЛИТЕРА. М.: 2010 – 94 с.
Статья является своеобразной рекламой УМК «Гармония» по русскому языку,автор подчёркивает особый подход при формировании орфографической зоркости на уроках русского языка, приводит конкретные примеры из уроков по темам. Статья полезна для молодых учителей, студентов средних и высших учебных заведений, родителей.
Светлана Викторовна! Хочу ответить на Ваши вопросы.По поводу разного темпа письма учащихся: я беру для диктанта всего 2-3 предложения, тогда и время для выполнения заданий остаётся, и пишем диктант с учётом темпа письма самого медлительного ученика. А что делать?!По поводу записей в тетради: это особенность нашей программы: всё досконально изучить, объяснить, доказать, а уже потом записать так, как поняли.А работа в печатной тетради является составной и неотъемлемой частью работы по УМК «Гармония». Так что, думаю,не согласие учителей-предметников не обоснованы. Не переживайте по этому поводу! Спасибо за статью!
Интересно.