Развитие орфографической зоркости младших школьников

Развитие орфографической зоркости младших школьников

 

Николаева И.Н., учитель

начальных  классов МОУ

  СОШ № 1

ЗАТО п. Горный

 

            Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило, и это знает, и это… . Да, он знает правило, он их заучил, но, когда пишет, он не видит случаев, когда их применять, т.е. не развита орфографическая зоркость. Наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест  и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.

Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением.

         Существует множество упражнений для развития этих умений. Но, по-моему, мнению очень эффективной и интересной является работа по «телетайпной ленте», которая помогает выработать у детей орфографическую зоркость. Я диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово. На данном этапе эффективны и  следующие упражнения: «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место».
Прием  «Светофор», при котором ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».
Или похожий — «Зажги маячок», в котором при проведение звукового анализа слова с составлением схемы обозначаются «опасные места».

  На следующем этапе работы использую  приёмы и виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.

Приемы по выработке орфографической зоркости

1.Скоростное письмо.

         Считаю, что одним  из  эффективных  приемов   для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного. 
       2. Письмо с пропуском орфограмм.

         Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную роль на уроке при изучении новых слов, а активную, нужно прежде всего тренировать его орфографическую зоркость, т.е. умение находить в слове слабую позицию. Во многом этому помогает письмо с «дыркой» или «окошечком». При написании слов ученик слабое место в слове оставляет ненаписанным, затем решается орфографическая задача и только после этого в «окошечко» вписывается орфограмма. Давно известно, что дети лучше запоминают то, что сами «открыли». Поэтому письмо с «дыркой» является дополнительным стимулом при изучении правил орфографии.

        3.Звуковой анализ слов.

         Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

         4.Письмо с простукиванием.

         Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

       5. Использование словарей.

         Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

       6. Составление орфографического маршрутного листа, на который выносится тема, ее отдельные подтемы, задачи в виде конкретных вопросов, на них дети будут искать ответы по мере изучения данной темы. Важность в том, что весь материал представлен в перспективе, что дает ребенку с более высоким уровнем обученности выходить за рамки данной темы. Ребенок с низким уровнем обученности, опираюсь на информацию маршрутного листа, может самостоятельно определить пробелы в знаниях.                                     Итогом работы над орфографическим маршрутным листом является заполнение «маршрута движения», который, с одной стороны, отражает все, чем занимались учащиеся в процессе изучения темы (то есть дублирует этапы орфографического маршрутного листа), с другой стороны, позволяет проконтролировать уровень усвоения знаний и способов деятельности.                                                                                 

Покажу на примере осуществление данного приёма работы по теме «Правописание глаголов» ( 4 класс).

Создаётся «Лист Помощник». (Таких подтем 6: правописание приставок в глаголах, правописание частицы не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, правописание –тся и –ться в глаголах, правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание окончаний глаголов в прошедшем времени).

На карточке в виде вопросов предлагаются задачи стоящие перед детьми. При изучении темы «Правописание глаголов» дети должны усвоить, что перед глаголами предлоги не пишутся.

При изучении темы «Правописание частицы не с глаголами»  перед детьми ставится вопрос: Как частица не пишется с глаголами?

Темы располагаются в порядке их изучениясоздаётся алгоритм.

         Одновременно точно такой же алгоритм предлагается каждому ребёнку, называется он  орфографический маршрутный лист. На нем отражено всё то, что присутствует на листе «Помощник». Но есть и отличие. Вынесены окошки для самоконтроля, число которых соответствует количеству уроков по планированию. Окошки заполняются детьми при подведении итогов на каждом уроке. Детям предлагается оценить результаты своей работы при помощи цвета: красный — всё получается, синий — испытываю затруднение, жёлтый – не получается, не понял.

Работая по такому алгоритму, дети постепенно учатся не только находить ответы на вопросы, но и развивают свою  орфографическую зоркость.

  В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой — у.
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. 
  Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты. 
Большую помощь могут оказать рисунки, схемы. Дети очень живо реагируют на такую наглядность, пытаются сами нарисовать рисунок или схему к слову.

Орех (внутри буквы о, или вместо неё рисуем орешек)- орех круглой формы, поэтому пишется О.

РАкета (внутри буквы а, или вместо неё рисуем ракету)- ракета в виде буквы А, поэтому пишется с А.

ЯгОда (внутри буквы о, или вместо неё рисуем ягодку)- ягодка круглая, как буковка О.

ЯблОко (внутри буквы о, или вместо неё рисуем яблочко)- и т.д.                           

   Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. В ученических тетрадях вместо привычных символов (палочка- орфографическая ошибка, галочка- синтаксическая ошибка) на полях появляются разные цифры, которые проставляет учитель. Каждой ошибке строго соответствует цифра, отсылающего ученика в «Проработку ошибок и неточностей». Такая маленькая брошюрка есть у каждого ученика.

  Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме. 
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Литература

  1. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. 2003. № 7. С. 32 – 34.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991. С. 56 – 72.
  3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993 и послед. С. 123 – 135.

 

19 комментариев на «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

  1. Шалтмерис И.З. говорит:

    Понравились упражнений для развития орфографической памяти. Особенно эффективной и интересной считаю работу по «телетайпной ленте», которая помогает выработать у детей орфографическую зоркость. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово.

  2. Вершинина Н.П. говорит:

    Я считаю что прием по выработке орфографической зоркости «Письмо с простукиванием» , используемый в вашей работе, позволяет ребенку быть внимательным и при письме делать меньше ошибок.

  3. Размахнина А. М. 14.11.2013г. говорит:

    Статья ценна тем,что указаны приемы по выработке у ребят орфографической зоркости. Хорошо, что приведены примеры из 4-ого класса по теме»Правописание глаголов» , как наиболее сложная тема в программе русского языка 4 класса. Большим плюсом в работе этого учителя(и в данной статье)следует отметить использование этимологического словарика, содержащего информацию о происхождении слов с встречающейся орфограммой.Хотелось бы еще включить в статью усвоение детьми двух типов чтения: орфоэпическое и орфографическое, то есть «прочитай, как говоришь» и «прочитай, как пишешь». Эти полезные упражнения смогли бы в сравнении убедить ребят в правильности написания слов. Согласна с тем, что все названные в статье приемы работы, несомненно повышают уровень орфографической зоркости у ребят.

  4. Мне прочитанная статья очень понравилась. Особенно интересны упражнения и методы учителя, которые помогают детям вырабатывать орфографическую зоркость на уроках русского языка. Спасибо Вам!!

  5. Груздева Л.Г. говорит:

    Действительно, развитие орфографической зоркости является одной из главнейших задач обучения младших школьников. Ежедневно каждый учитель сталкивается с данной проблемой. Представленные в статье упражнения вызывают большой интерес. Особенно понравились «телетайпная лента», использование рисунков и схем, а также письмо с простукиванием. Думаю, систематическое их использование эффективно развивает умственную деятельность учащихся, позволяет им овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения. С удовольствием буду использовать эти упражнения в своей практике!

  6. Светлана говорит:

    Статья важная, нужная и интересная. Буду к ней обращаться привозникновении трудностей

  7. Аноним говорит:

    Селиванова С.В. МОУ СОШ с. Смоленка 10.12.2013
    Понравились упражнения на скоростное письмо, буду использовать.

  8. Селиванова С.В. говорит:

    Понравился прием на скоростное письмо, буду применять.

  9. Единархова Л.Н.. говорит:

    Все приёмы из вашей статьи по орфографической зоркости возьму себе на заметку.Большое спасибо!8

  10. Марина Климова говорит:

    Опубликованная статья меня заинтересовала. Выбранные приёмы и упражнения интересны, попробую их использовать на своих уроках. Также действительно использование рисунков, схем, таблиц вызывают интерес при изучении разных тем.

  11. Дымовская Е.Г. говорит:

    Развитие орфографической зоркости является одной из главных задач обучения младших школьников.В Вашей статье мне понравились приёмы и виды по выработке орфографической зоркости «Письмо с простукиванием».Этот приём позволяет ребёнку делать меньше ошибок при письме.Также понравились упражнения на скоростное письмо.Буду использовать эти приёмы в своей работе.

  12. Сухотина М.Н. говорит:

    Уважаемая И.Н.Николаева,Ваша статья мне понравилась тем, что Вы систематизировали многие приемы выработки орфографической зоркости младших школьников.Обратила внимание на шестой прием: «Составление орфографического маршрутного листа». Спасибо Вам за статью. Желаю Вам больших творческих успехов.

  13. Бушина Н. А. говорит:

    Проблема грамотности детей очень актуальна. Статья Ваша важна и ценна, для меня в частности тем, что в ней четко и последовательно описаны приемы по выработке у детей орфографической зоркости, которые делают ребенка активным участником учебного процесса и повышают его грамотность. Все приемы интересы, достойны внимания.

  14. Куцева Е.Д. СОШ №52 говорит:

    Данная статья мне очень понравилась. Многие учителя работают над этой проблемой.Уважаемая И.Н.у вас хорошие упражнения, и если работать систематически, то обязательно будет результат.Я взяла себе на заметку ваши упражнения.В данный момент я тоже работаю над этой темой. Ещё в интернете я нашла тренажёры для словарных слов, это замечательная вещь.

  15. Краснов И.Ю. говорит:

    Отличная статья по очень актуальной проблеме, с которой самому пришлось столкнуться. Многое можно взять себе на вооружение. Радует разнообразие приемов. Единственное, что хотелось бы пожелать автору данной статьи — это указать в каком именно классе, какой прием лучше использовать. В остальном, очень полезно и познавательно. Огромное спасибо автору!

  16. Якимова Е. Т. говорит:

    Статья понравилась. Взяла для себя много полезного.Видно, что учитель проводит систематическую разнообразную плодотворную работу по развитию орфографической зоркости.Идет развитие зрительной памяти, внимания, расширение словарного запаса.Работа с маршрутным листом позволяет ребенку самому проконтролировать свои пробелы в знаниях.Спасибо за статью.

  17. Золотарева Н. В говорит:

    Для учителя начальных классов первостепенной задачей является развитие у младших школьников орфографической зоркости.В статье очень подробно описаны приёмы и виды работы учителя над орфографической зоркостью. Приведены примеры работы для учащися 4 класса, что для меня очень важно, так как у меня тоже 4 класс.Учитель систематизирует работу над словом,что способствует развитию учащихся.К концу обучения в начальной школе учащиеся умеют наблюдать,сравнивать,сопоставлять,находить сходства и различия.Спасибо за статью,много поучительного и интересного я взяла для себя.Автору статьи желаю крепкого здоровья,дальнейших творческих успехов в нашем благородном труде.

  18. Тюньтюкова О.В. говорит:

    Статья очень понравилась.Считаю эффективными и продуктивными упражнения и методы. приведенные учителем в статье. Учитель систематизирует работу над словом, что способствует развитию учащихся. Спасибо за статью.

  19. Деревякина Т.В. говорит:

    Статья понравилась. Очень интересные виды и приёмы работ над орфографической зоркостью. Прочитав статью, я сделала вывод, что учитель в системе работает над развитием зрительной памяти, внимания. Мне понравилось составление орфографического маршрутного листа. Хотелось бы узнать у автора, с какого класса можно применять маршрутный лист? Большое спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *