Самoкoнтрoль в прoцессе oбучения – oдин из важнейших фактoрoв формирования самoстoятельнoй деятельнoсти обучающихся

Фёдoрoва Марина Вениаминoвна,

учитель начальных классoв

МOУ СOШ № 1 г.Сретенска

 

В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных особенностей.

Наивысшие возможные образовательные результаты возникают только тогда, когда любые воздействия учителей, воспитателей, школы в целом совпадают с собственными усилиями школьника в  освоении учебной деятельности, с его активностью по «образовыванию» себя. Одна из важных задач школы  заключается в том, чтобы формировать восприятие ребенком  образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности. Один из возможных путей содействия этому — вовлечение самих учащихся в оценку и контроль  своей учебной деятельности. Особое значение придаётся действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность, как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации.

Эффективность формирования навыка самоконтроля у младших школьников достигается в результате использования следующих методов и приёмов. В начале обучения наиболее приемлемым методом является объяснительно – иллюстративный. Наиболее частое использование этого метода в учебном процессе можно объяснить тем, что у учащихся очень медленно формируется навык самоконтроля и уровень развития интеллектуальной деятельности вначале работы над развитием этого  навыка  является недостаточным, поэтому преподнесение учебного материала с помощью этого метода является оптимальным.

По мере продвижения детей в развитии используется частично – поисковый метод, так как к этому времени у учащихся сформировано умение самостоятельно работать с информацией. При успешном овладении учащимися базовых знаний реализуется проблемное обучение.

В каждый метод обучения как неотъемлемая составная часть включены определённые приёмы: беседа, фронтальная, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, сверка с образцом, составление плана действий.

Осмысленная учебная деятельность должна иметь три составных части:

а) ориентировочно – мотивационную;

б) операционально – исполнительную;

в) рефлексивно – оценочную.

Все они должны быть не только осознаны, но  и реализованы полностью. И если вторая часть учебной деятельности непременно присутствует, то о первой и третьей части это сказать нельзя. Когда нет ориентировочно – мотивационной части, деятельность превращается в хаотические отдельные действия, не соединённые чётко осознаваемой целью. При отсутствии третьей части, в которой должно быть место самоконтролю и самооценке, деятельность становится состоящей из случайных и некорректируемых действий. Задача педагога – обучить учащихся построению такой учебной деятельности, которая охватывает все её составляющие части.

1. Прежде  всего, учащихся  надо обучать предварительному  (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи,  требований учителя.

2. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи учителю следует поощрять  и «провоцировать» текущий (коррективный)  самоконтроль учащихся.

3. На  заключительный    (констатирующий)   самоконтроль    учащихся следует  нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы.

Урок – основная форма обучения в общеобразовательной школе. Выполнение различного рода заданий на уроках  можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив,  таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован    навык самоконтроля.  Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение — уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя: усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе; анализ этой работы с целью выявления  признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами  самоконтроля и навыками работы с контрольно — измерительными инструментами и устройствами;  овладение способами решения интеллектуальных задач;  организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.

Например, по математике это могут быть задания, рассчитанные на уяснение связей между прямыми и обратными задачами,         действиями и операциями. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не  просто выполнять задание, а, так или иначе,  контролировать себя. Обратимся к некоторым из таких упражнений:

1. Предлагаю готовое решение какой — либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.

2. Привожу  неполное решение задачи, а ученикам предлагает завершить его.

3. Для решения предлагаю задачу с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.

4. Решение задачи, содержит принципиальные пробелы, которые предлагаются найти ученикам.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно  показать,    им  как  поступать  в том   случае, если   при   проверке выяснится, что задание выполнено неверно.  Нужна систематическая работа в этом направлении.

Эта работу строится следующим образом:

1.Создаётся потребность  в самоконтроле. После выполнения какого-либо задания учащиеся самостоятельно контролируют правильность выполнения.

Для этого они берут красный карандаш и вносят исправления, которые нашли.

2.  Предлагаются учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3. Сообщается учащимся способ проверки того или иного задания, разъясняется, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4. Преднамеренно допускаются ошибки с их последующим исправлением.

5. Предлагается самим оценить свою работу.

6.  Предлагается учащимся проверить и оценить работу товарища.

Первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка  учителя на его осуществление. Побуждение  к  самоконтролю важно  на  всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном,  исполнительском,  заключительном) и на разных этапах урока.

Второе  важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля  на  разных учебных предметах.

Третьим важным условием формирования самоконтроля является использование в учебной работе планов. Планирование учения – сложный вид деятельности и вызывает у школьников определённые трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении домашних заданий.

1. Прежде  всего, учащихся  надо обучать предварительному  (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи,  требований учителя.

2. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи учителю следует поощрять  и «провоцировать» текущий (коррективный)  самоконтроль учащихся.

3. На  заключительный    (констатирующий)   самоконтроль    учащихся следует  нацеливать после выполнения определённого вида деятельности, после самостоятельной работы.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.

 

Список использованных источников

 

1. Ануфриева  Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: 13.00.001. СПб., 2000.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: «Мысль», 1976.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.

4. Загвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2004.

5. Каневская Ж.О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.-Ставрополь, 2002.

6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. — 96 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

8. Интернет ресурс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/rol-samokontrolya-v-processe-obucheniya-odin-iz

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *