Бянкина Галина Валентиновна,
учитель начальных классов
МОУ НОШ с. Шоноктуй
Борзинского района
Я работаю по программе «Гармония» совсем недавно, но хочу рассказать о том, как я работала по теме «Главные опасности письма». Раздел является ключевым для всего обучения орфографии. Это продолжение работы, которая была начата в 1-ом классе в процессе формирования осознанных орфографических умений. Именно здесь дети усвоили базовое умение: обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. умение находить «ошибкоопасные» места.
Вначале дети знакомятся с понятием «орфограмма». При выполнении письменных заданий используют особый способ письма, который приучает обнаруживать орфограммы до записи слова – письмо с «окошками». На закрепление этого способа письма даются такие задания:
— напиши письмо другу
— SMS-сообщение
— объявление об утреннике
— записки родителям
— при заполнении дневника
— при записи песен на уроках музыки
— при выполнении заданий в рабочих тетрадях по другим предметам
— при записи наблюдений во время экскурсии
— отзыв на прочитанную детскую книгу
— отзыв на просмотренный детский кинофильм, который посмотрели всем классом
-впечатление о посещение планетария, цирка, театра
-приглашение на день рождения
Этот способ может обеспечить детям «уход» от ошибки там, где он находит опасность, но пока не может решить орфографическую задачу. Принцип «Знаю букву — пишу, не знаю – оставляю «окошко», будет помогать ученикам на разных этапах обучения орфографии.
В дальнейшем идёт работа с орфографическим словарём, когда учащиеся пользуются справочной книгой и находять ответ на орфографический вопрос.
В качестве примера, рассмотрим фрагмент урока по теме «Орфограммы по глухости – звонкости согласных». Эта тема предполагает продолжение работы над орфограммами гласных, но в центре внимания находятся орфограммы согласных.
Этот урок начинается с проверки домашнего задания (все ли орфограммы дети отметили). Все ли орфограммы в словах они найдут, это послужит мотивом для выполнения задания № 106. После самопроверки выполняется задание авторов по тренировке в выделении орфограмм и списывании, а также сопоставлении двух разных «работ» мягкого знака (ь). Задание учит соотнесению названий предметов с местоимениями определённого рода и числа. Слова молоко, печенье, сметана – «словарные». Дети объясняют написание ь в словах: печенье, оладьи.
Перейти к новой проблеме помогает вопрос мальчика – иностранца: «А у согласных в вашем языке бывают опасные места?». Для ответа на этот вопрос дети выполняют задание № 107. Обозначь звуки, которые слышишь в указанных местах.
1. Повар готовил обе(—),——— А тут отключили све(—).——
2.Пришли к нам четыре ко(—)ки —— Отложили мы в сторону ло(—)ки.
Посмотри в справочном бюро, как пишутся слова, и впиши их на оставленные строчки. Справочное бюро: ложки, свет, обед, кошки.
После выполнения задания дети стараются обо всём рассказать иностранному другу, а потом читают объяснение авторов учебника. Для закрепления материала дети выполняли задание № 109., в котором необходимо найти и отметить орфограммы парных по глухости — звонкости согласных.
Основным моментом при повторении парных по глухости – звонкости является то, что дети, повторяя звуки приобретают навыки правильного письма. Это пригодится им на следующих уроках.
Продолжая работу по этой теме буду и дальше в своей работе использовать методы, предложенные М.С.Соловейчик, т.к. это дает положительный результат и усвоение темы у детей более продуктивно.
Литература
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1990.
- Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993 и послед. С. 123 – 135.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплекс для четырёхлетней начальной школы «Гармония». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
Спасибо за опыт.
Галина Валентиновна, спасибо вам за интересную и полезную статью. Обязательно попробую ваши приёмы на практике.
Очень интересная статья. буду использовать приёмы с «окошечками» в своей работе.
Конечно интересный приём «опасные места» и так называемые «окошечки», но очень трудный для понимания родителями. Очень много разных подчеркиваний, некоторым детям бывает трудно все это запомнить. Занималась со своим племянником по вашим учебникам, т.к родители не могли ребёнку помочь. Может быть это и отпугивает многих родителей от выбора этой программы. А как учитель я считаю, что очень хороший приём работы над орфографической зоркостью.
Статья интересная.В своей работе я тоже пользуюсь методами, предложенными М.С.Соловейчик по русскому языку.
Приём письма с «окошечками» интересен детям и эффективен. Если у ребёнка выработать это умение, то он при письме всегда будет ставить перед собой задачу и решать её, вырабатывая орфографическую зоркость
Да согласна дети очень часто допускают подобные шибки в овоих работах буду отрабатывать навык грамотного письма используя ваши приёмы
Статья очень интересная, мне понравились приёмы «Опасные места» и «Окошечки».
Спасибо за новый прием, но прежде чем использовать в работе нужно его тщательно изучить. Насколько долго дети пишут слова с пропусками букв? Есть ли вероятность, что дети не смогут отказаться от этого приема в дальнейшем?
Меня как молодого специалиста заинтересовала ваша статья, прочитав ее я увидела какие интересные приемы вы используете на уроках, работая на 1 классе в дальнейшей своей практике я буду использовать приемы
Галина Валентиновна, спасибо за интересную статью. Данный прием «опасные места» дает возможность ребёнку уйти от ошибки, вернуться к нерешенной задаче после того, как пути решения найдены.