Козлова Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 48 г. Борзя
Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью.
Я работаю в начальных классах 37 лет и тема «Развитие и формирование речевой деятельности младших школьников» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась система использования различных приемов, методов, заданий и упражнений при работе над повышением эффективности речевой деятельности учащихся.
Изучая тему речевой деятельности младших школьников и обобщая свой опыт, я опиралась на работы таких исследователей и методистов, как
Соловейчик М.С., Бондаренко А.А., Ладыженской Т.А., Нечаевой Н.В. и др. Практически все авторы пособий выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью.
Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции. Известно, что дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому я всегда в начале урока использую дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки. Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:
— прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко;
— прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно;
— поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают её скручивать и одновременно говорить скороговорку. Побеждает тот, кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку;
— задания из учебника русского языка Н.В. Нечаевой.
Упражнение 42. Какие слова получатся, если первый звук произнести мягко? Запиши пары слов. Лук, рад, вол, нос, тапки, мал [6];
— Упражнение 68. Из алфавита выпишите буквы гласных. Сколько получилось букв? Почему считают, что гласных звуков 6? [6];
Лексический уровень
Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через упражнения и задания, например:
— подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить — …);
— подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…);
— подбор прилагательных (собака ( какая?) большая, лохматая, веселая);
— игра «Что бывает?» ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий — …);
— игра «Узнавание» ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза);
— игра «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (учитель … ( учит); кузнец — …);
— игра «Сравни» ( по вкусу – лимон и мед, по цвету – грушу и сливу, по высоте – дерево и куст).
Огромное число заданий такого характера представлено в учебнике русского языка Н.В.Нечаевой.
— Упражнение 28. Отгадай загаданный предмет. Заметь, какой признак оказался подсказкой.
Загаданный предмет бывает и большой, и маленький, он разный по форме – сложный и простой, находится в земле, имеет выход, является жилищем [6];
— Упражнение 55. Отгадай названия животных по статьям в толковом словаре. Запиши их.
Маленькая птичка с серо-чёрным оперением. Всеядная птица, серая с чёрным или чёрная. Зверёк из отряда грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. [6];
— Упражнение 210. Выпиши только те сочетания слов, в которых противопоставляются антонимы. Осторожно: в некоторых словосочетаниях противопоставляются не антонимы, а разные признаки.
1. Сок сладкий и свежий; сок не сладкий, а кислый; сок сладкий, но уже вчерашний.
2. Это не правда, а ложь; это правда, но не вся; это и правда и ложь.
3. Линии прямые и кривые; линия не прямая, а кривая; линия прямая, но не чёткая. [7];
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.
Грамматический уровень.
На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения:
— найди ошибку:
Зимой в саду расцвели яблони.
Запишем домашнее задание на дом.
На улице лил большой дождь.
— составь предложений по разным моделям :
Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
— задания из учебника русского языка Н.В. Нечаевой. Упражнение 179. Исследуйте, какие средства языка влияют на смысл предложений в каждой группе (форма слова, служебные слова, порядок слов, интонация).
Мы вернёмся через десять минут. Мы вернёмся минут через десять.
Мы играли в КВН с 3 «а». Мы играли в КВН за 3 «а».
Письма написаны брату. Письмо написано брату.
Все выполнили работу? Все выполнили работу. [7].
При работе над развитием связной речи необходимо учить:
— рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);
— выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;
— строить логически обоснованное высказывание. При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра, непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление, например:
— «Если бы…»
«Если бы я был волшебником…» ( Каким, зачем, что делал бы?)
«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?);
— Повествование от имени неживого предмета:
«История из жизни старого башмака»,
«Одуванчик»,
«Новая сковорода»;
— «Цветные рассказы». Детям предъявляется цветная полоска, состоящая из квадратов различного цвета, на основе которых и придумывается история. Указываю на полоску и спрашиваю: «Что бывает такого цвета?». Например, детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: голубого, желтого, зеленого, белого. Рассказ может быть таким: «На голубом небе светит ярко-желтое солнце. Зеленый лес улыбался солнышку, радуются теплу белые ромашки, нежные колокольчики»;
— «Ролевые диалоги»:
придумать разговор сказочных персонажей по телефону;
разговор с библиотекарем (могут рассматриваться разные ситуации: потерял книгу, не знаешь автора).
Задания, представленные в учебнике русского языка Н.В. Нечаевой:
— Упражнение 208. Запишите текст.
У Мартышки было плохое настроение. Она сидела на финиковой пальме и ела финики. Чем больше она их ела, тем лучше у неё становился аппетит, но настроение почему-то на улучшалось. Мартышке было вкусно, но грустно.
Что противопоставляет союз но? Проведите эксперимент:
1) Замените союз но союзом а;
2) Теперь замените союз но союзом и.
В каком случае смысл в целом не меняется, в каком замена совершенно недопустима? Почему? [7].
Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: исправление недочетов произношения, постановки ударения, анализ допущенных речевых ошибок и их исправление.
Таким образом, за период обучения в начальной школе мои ученики овладели навыками точного, уместного, выразительного использования языковых средств в устных и письменных сочинениях на темы, связанные с жизненным опытом учащихся, в сочинениях по жанровой картине, иллюстрациям. Закончить хочу поговоркой: «Коротка речь и ясна — оттого и прекрасна». Хочу пожелать вам добиться от ваших учеников ясных и прекрасных мыслей.
Список использованных источников
- Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. — // Начальная школа. 2003, № 4.
- Воробьёва В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах.- М.: «АСТ», 2006.
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества.- М.: «Вако», 2009.
- Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М.: «Просвещение», 1994.
- Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. — М.: «Просвещение», 1991.
- Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
- Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык : Учебник для 3 класса: В 2 ч. – 6-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.