Якимова Елена Трофимовна,
учитель начальных классов
МБОУ Приаргунская СОШ
«Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждения, доказательство, сопоставление
освещают все стороны изучаемых явлений
и помогают не только усвоению понятий,
но и овладению навыками»
Л.В. Занков
С давних времён речь человека была визитной карточкой. Умение говорить красиво и правильно всегда высоко ценилось в обществе. И сейчас это остаётся актуальным. Уметь говорить, значить уметь мыслить, рассуждать и выражать своё мнение, возможно, отличное от других. Это помогает человеку быть успешным в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. «Развивающему обществу, — подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание» [2].
Целью образования, которую определяет ФГОС НОО является «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [4]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из видов универсальных учебных действий являются коммуникативные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности). Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным учебным действиям относится:
— «планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функции участников, способов взаимодействия);
— постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
— разрешение конфликтов (выявление проблем, поиск и оценка способов разрешения конфликтов, принятие решения);
-управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра)» [2].
Младший школьный возраст — это особый этап в жизни ребенка, «связанный :
— с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);
— освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
— принятием социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
— формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умений:
— взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
— изменением самооценки ребенка, которая становится более адекватной и рефлексивной» [5].
Дети 6–7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослыми и сверстниками. В то же время, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика.
Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь. Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной деятельности, а вот проявить себя во внеурочной деятельности может каждый.
Уже с первого класса дети готовятся и принимают участие в различных внеклассных мероприятиях: спортивных соревнованиях, концертах, утренниках, классных часах, конкурсах и т. д.. При подготовке таких мероприятий они учатся слышать и слушать друг друга, высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, соглашаться с ним или отстаивать свою точку зрения, при этом учатся выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актёрские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас. Но, как правило, в таких мероприятиях участвуют более успешные дети, владеющие определёнными умениями и навыками. А что делать остальным детям? Поэтому в своём классе я стала вести театральный кружок под названием «Улыбка», где каждый ребёнок может попробовать на себе любую роль и выбрать свою. На занятиях кружка предусматриваются различные задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалог к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения, сочинить сказку, фантазировать, подбирать рифмы. Инсценировка мультфильмов, народных сказок, где детям самим приходится распределять роли, подбирать реквизиты, игры-миниатюры «Объяснялки» (работа с пословицами), игры -пантомимы. На занятиях по ритмопластике учимся создавать образы с помощью жестов, мимики, учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Работа в группах учит детей осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, договариваться и находить общее решение, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.
Весь класс делили на группы, каждая группа получала задания творческого и исследовательского характера. Руководителями групп были выбраны родители нашего класса. Присутствие взрослого человека в группе помогает обеспечить бесконфликтную совместную работу в группе, разрешать конфликтную ситуацию через анализ её возникновения, сохранять уважительное отношение к партнерам, проявлять внимание к личности каждого. Ребята распределили роли, определили функции каждого члена группы, спланировали свою деятельность. Позже каждый смог выполнить все эти операции самостоятельно. В рамках подготовки к новому году поставили спектакль «Золушка», где ни один ребенок не остался без роли. Подготовка к спектаклю шла на протяжении двух месяцев. Ребята и их родители с интересом и азартом отнеслись к этому событию и с удовольствием, не жалея времени проводили репетиции, готовили костюмы и декорации. У каждой группы совместно с взрослыми было отдельное задание. Таким образом, разделение обязанностей помогло успешно провести новогодний праздник, а между детьми и их родителями в этот момент укрепилось взаимопонимание и уважение друг к другу.
Исходя из выше сказанного, формулируем вывод- коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения, а умение работать в группах помогает не только на уроках, во внеурочное время, но и работе самоуправления в классе.
Список использованных источников
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. А.Г.Асмолов. 2010 г.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебное издание./ Сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: 2010.
3. Программа формирования универсальных учебных действий https://docs0.google.com/document/edit?id=1qBwiyH8DmHJ6eNzncU9CwwOw0yND2UG9kpezi793IsM&hl=ru&authkey=CPKhpY8B&pli=1#
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я. . М.: Генезис, 2009.