Формирование оценочной деятельности учащихся при использовании тетрадей на печатной основе

Формирование оценочной деятельности

учащихся при использовании тетрадей на печатной основе

Кузьмина Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №26, Чита

                                Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом                           ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»

                                                                             (В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Чаще всего  мы  стали часто слышать и говорить сами, педагоги, о том, что, что нашему российскому  обществу нужны образованные « универсальные» ученики, которые могут быстро сориентироваться и найти выход из любой  жизненной ситуации,  принимать самостоятельно  ответственные решения в ситуации выбора, предполагая  их возможные последствия и траекторию развития  своих действий  и окружающих людей: семья, одноклассники, общество.  В формировании своих действий и видении конечного результата,   самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Как известно,  в безотметочном обучении отметка, как форма количественного результата отсутствует, она призвана способствовать гармонизации обучения, индивидуализации учебного процесса повышению самостоятельности и мотивации к учению. Но если общество представляет новый социальный заказ, то развивать умение оценивать свою деятельность необходимо с первого класса. Несколько десятилетий наши российские школы практикуют пятибалльную систему оценивания, но на самом деле четырехбалльная, так как нет отметки «1». Дети, испытывающие затруднения в изучении программного материала чаще всего получают неудовлетворительные отметки, и тем самым интерес и мотивация к учению отсутствует полностью.

Введение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. На уровне общественности оценочная деятельность  должна быть понятна родителям обучающихся, заинтересованным в эффективной деятельности образовательного учреждения. Что оценивается? Как оценивается? По каким критериям? На уровне ученика, как субъекта образовательного процесса, оценочная деятельность также должна быть согласована. Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Проблема оценочной деятельности учителя является одной из ряда чрезвычайно важных проблем педагогической деятельности. От её решения во многом зависит успех обучения. И в данном случае учебники и рабочие тетради можно  рассматривать не только как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной деятельности учащихся, но и как одно из  средств формирования оценочной деятельности учащихся. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем  как деятельность, сознательно направленную на оценку  производимого действия и сравнение  результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ и корректировку причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов. В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников  выделяют следующие направления:

— урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебной деятельности                                                                                                                        —  внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

В процессе урочной деятельности первоначально формируется  умение оценивать по критериям (правильно, аккуратно,  соответствует теме). Подборка упражнений в рабочих тетрадях построена таким образом, что в ходе выполнения задания у учащихся формируются УУД, оценочная деятельность. Например, задания такого типа как продолжи ряд чисел, соблюдая закономерность (предмет математика, программа «Гармония») заставляет учащихся производить все виды операций, иначе он не достигнет результата, а значит, не выполнит ту задачу, которая была перед ним поставлена. Для того чтобы учащиеся думали, рассуждали, мыслили задания в тетрадях и учебниках расположены в логически выстроенном алгоритме. В учебнике по русскому языку представлены разделы для формирования самоконтроля, например: Знаем – повторяем, не знаем – узнаем, включение содержания обучения в контексте решения значимых  жизненных задач: «Научим друг друга».

В первом классе по программе  «Гармония» предусмотрены рабочие тетради по всем  основным предметам.  На уроках по формированию  способов оценивания организуется ситуация самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки на основе изучения материала . Например, сначала ученики выполняют задание, организуется проверка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии. На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания. Учащиеся самостоятельно  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно  на уроке, и определяют оценку всей работы. Например, закончи предложения: «Сегодня на уроке я осознал….»,   «Сегодня самым трудным для меня было задание…» и т.д.

Как было сказано выше, формировать умение оценивать свою деятельность необходимо с первого класса.  Основной способ оценивания проходит при сравнении своей работы с образцом, предлагаемым в учебнике, в тетради, либо с образцом учителя.  Оценивание свой работы в прописях  для учащихся  1 класса ( программа « Гармония») можно провести следующим образом: в конце работы учащимся предлагается самим оценить свою работу: нарисуй лицо мальчику( все верно — улыбка, есть ошибки- черта, не справился — галочка вниз). После проверки работы, учитель  может согласиться с оценкой ученика, либо нет. Но ошибки не исправляются сразу. Данная работа запланирована  на следующий урок, где анализ проводится вместе с учениками. На уроке «Обобщающего контроля и оценки» ( тетради по окружающему миру, программа «Гармония») проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик (заполни таблицу оценивания), а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы) в изучении  программного материала.

В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются  отношения сотрудничества, понимания.  Оценка уже не будет «пугать» учащихся и психологически подавлять их. Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока — она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  2. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
  3. Хуторский А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования// «Народное образование», 2003, №5. С.55.

9 комментариев на «Формирование оценочной деятельности учащихся при использовании тетрадей на печатной основе»

  1. Татьяна Андреевна говорит:

    Статья интересная, познавательная.В процессе знакомства со статьей умело сформирована оценочная деятельность учащихся при использовании тетрадей на печатной основе.

  2. Елена Викторовна говорит:

    Спасибо за статью. Выделены направления оценочной деятельности.Прописаны задания по отдельному предмету.Оценивать нужно действительно и прилежание,и усердие,стремление преодолеть трудности,проявлять самостоятельность.

  3. Ушакова Н.Н. говорит:

    Работа учеников в тетрадях на печатной основе развивает у детей способность оценивать свою работу, автор это еще раз доказал в своей статье, раскрыв разные виды контроля используемые на уроке. Большое спасибо.

  4. ирина ланцева говорит:

    Статья интересная.Тема актуальна.Спасибо

  5. Анна говорит:

    Хорошо что есть такие статьи, которые учат нас учителей, как правильно проводить уроки с применением УУД. Спасибо Вам!

  6. Ирина П. говорит:

    Статья понравилась тем, что показаны конкретные приёмы формирования оценочной деятельности учащихся. Спасибо!

  7. Татьяна говорит:

    Статья интересная,выделены направления оценочной деятельности.Работая в тетрадях на печатной основе у детей развивается навык самостоятельно оценивать свою работу.Статья учит проводить уроки с применением УУД.Спасибо!

  8. Золотарева Н. В говорит:

    Большое спасибо автору! Мне статья очень понравилась, так как для меня эта тема актуальна. Оценочная деятельность для ребенка самое важное на уроке!Ведь любой труд должен иметь цену.Автор показывает несколько видов контроля. Например, я ещё использую оценивание в парах,при помощи картинок, стимулирующие их к выполнению упражнений следующего урока.

  9. Анциферова П. Я. говорит:

    Уважаемый автор, Вы рассмотрели в своей статье очень важную проблему — проблему оценочной деятельности, от которой зависит успех обучения.Для меня это актуально! Важно начать формировать умение оценивать свою деятельность с первого класса. Я,работая в первом классе, использую похожие способы. Оценка не «пугает» и не подавляет,а устанавливает отношения сотрудничества между учителем и учеником.Это очень важно!
    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *