Формирование регулятивных УУД (целеполагание)

 

 

Формирование регулятивных УУД (целеполагание)

на уроках окружающего мира

                                 Пахатинская Любовь    Владимировна,        

учитель начальных классов

МОУ Новочарской  СОШ №2

Каларского района

 

За последние десятилетия в обществе произошли огромные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Для успешного существования в современном быстро меняющемся мире человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. По замыслу авторов стандарта помощь в развитии этих качеств личности может оказать формирование регулятивных универсальных учебных действий(далее УУД). Как известно, к регулятивным УУД относят целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию.

Учебный предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для формирования всех групп УУД, в том числе и регулятивных. Перед учителем встает проблема отбора методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий. Рассмотрим подробнее приемы формирования действий целеполагания на примере фрагмента урока окружающего мира по теме «Кто такие звери?»(1 класс).

  В начале урока обучающимся предлагается определить то, что уже известно (предварительно изучены темы «Кто такие птицы?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие насекомые?»)  и то, о чем речь еще не шла («Кто такие звери?»).

Предложенные иллюстрации, на которых изображены птицы, насекомые, рыбы, звери, необходимо разделить на группы: знаем (помещаем под знак «+») и не знаем (помещаем под знак «-»). Под знак «+» помещаются насекомые, рыбы, птицы, под знак «-» помещаются звери.

Далее задаются вопросы: «На что вы опирались, выполняя задание? (Знаем существенные признаки птиц, насекомых, рыб). Почему зверей поместили в группу неизвестного материала? (Не знаем существенные признаки группы «Звери»). Какие задачи мы себе поставим?». Обучающиеся предполагают, что речь пойдет о существенных признаках зверей. Формулируют задачи урока: узнать, какие животные относятся к группе «Звери», какие у зверей существенные признаки. Ответы на подобные вопросы обеспечивают понимание цели урока.

Кандидат педагогических наук доцент З.А. Кокарева выделяет следующие приемы организации принятия цели:

— опора на личный жизненный опыт обучающихся;

— использование занимательного игрового материала;

— создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

— выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

— моделирование цели урока;

— постановка цели на длительный период.

На рассматриваемом уроке предлагается  проблемная ситуация. На слайде представлены:  паук, орел, карась, мышь и крокодил. Задается вопрос «Кто зверь?».  Необходимо убрать тех, кто точно не звери среди животных, представленных на слайде. Обучающиеся убирают насекомое, птицу и рыбу, так как этот материал изучен. Проблема возникает при определении кто зверь: мышь или крокодил. Ребята понимают, что их запас  знаний не позволяет ответить на поставленный вопрос: мнения разделились. Предлагается вернуться к этому вопросу в конце урока после открытия новых знаний.

Таким образом, было представлено, как на уроке окружающего мира можно формировать такой вид регулятивных УУД как целеполагание. При подготовке к уроку, отбирая или специально конструируя задания, учитель должен учитывать не только логику предметного содержания, но и характер того или иного УУД, который формируется на данном этапе урока.

Литература

1.Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асламов, Г.В. Бурменская.-М.: Просвещение, 2012. 151с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М., 2009.

3.Федосова Н.А.  «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 г.

15 комментариев на «Формирование регулятивных УУД (целеполагание)»

  1. Елена говорит:

    Любовь Владимировна, спасибо вам за статью. В своей практике я использую похожие приёмы. Желаю вам удачи.

  2. николаева ирина говорит:

    Конечно, отбирать или специально конструировать задания, формируя такой вид регулятивных УУД как целеполагание — это дополнительная нагрузка для учителя. А вот в программе «Школа 2100» в курсе «Окружающего мира» этот вопрос решен авторами учебника.

  3. Татьяна говорит:

    Хорошо, когда авторы учебников выстраивают материал так, что нам учителям легко построить урок. Остается только выстроить структуру урока по новым требованиям. Урок окружающего мира очень интересен для детей, а нам нужно только помочь им в усвоении материала новыми приёмами. Спасибо за напоминание.

  4. Хлестунова Ирина говорит:

    Спасибо, вы затронули и, самое главное, на конкретном примере показали, что совсем не сложно в рамках урока формировать регулятивные УУД. Возьму себе на заметку.

  5. Быкова Валентина говорит:

    Научить детей целеполаганию современная задача педагога.Из
    вашей статьи видно как это можно сделать.Берем это на заметку.Спасибо.

  6. Нина говорит:

    Урок окружающего мира очень интересен для детей, а нам нужно только помочь им в усвоении материала новыми приёмами. Спасибо за напоминание, вы затронули и, самое главное, на конкретном примере показали, что совсем не сложно в рамках урока формировать регулятивные УУД. Возьму себе на заметку

  7. Любовь Анатольевна говорит:

    Очень хорошая полезная статья. Понравилось то, что учитель на примере одного этапа урока показала, как подвести детей к постановке цели.Обязательно использую этот прием. Спасибо!

  8. Некипелова Оксана говорит:

    Прочитав Вашу статью,увидела, что значит целеполагание в свете новых ФГОС на конкретном уроке окружающего мира, при изучении конкретной темы. Стало ясно, как это делать, т.е. как формировать регулятивные универсальные учебные действия на этапе целеполагания. Буду пробовать применять данный опыт. Большое спасибо за статью!

  9. Субуханкулова Светлана Николаевна говорит:

    Урок окружающего мира это один из тех предметов, который дает широкое поле для формировать УУД. Автор статьи достаточно хорошо показывает как можно формировать регулятивные УУД, используя структуру учебника. Спасибо автору за приведенные примеры.

  10. Анна говорит:

    Статья очень содержательна, такие статьи на конкретном примере помогают нам иметь правильное представление о современном уроке. Спасибо Вам!

  11. Евгения Романюк говорит:

    Спасибо за статью. В своей практике буду использовать эти приемы.

  12. Тамара говорит:

    Спасибо за статью. В своей практике обязательно воспользуюсь вашим примером.

  13. Воронина Татьяна говорит:

    Спасибо за статью! На конкретном примере можно рассмотреть, как можно формировать такой вид регулятивных УУД, как целеполагание. В статье описаны приемы организации принятия целей и рассматривается конкретная проблемная ситуация на уроке. Это всегда познавательно, когда педагог делится своим опытом. В своей работе буду применять эти приемы.

  14. Svetlana говорит:

    Любовь Владимировна,большое спасибо за статью.Ваш текст содержательный, изложен на конкретном примере.Хорошо отслежен интересный подход к проблемной ситуации урока и удачное применение приемов кандидата педагогических наук. Спасибо Вам!

  15. Лариса Анатольевна говорит:

    К сожалению, сегодня в школьных учебниках ещё мало развита методика развития регулятивных универсальных учебных действий. Поэтому не случайно у учащихся возникают трудности, связанные с правильной постановкой цели, планированием своих действий, с адекватной самооценкой и самокоррекцией своей деятельности на уроке. Поэтому формирование целеполагания — как регулятивного УУД, задающего темп дальнейшей работе ученика и учителя, — необходимо на современном уроке. Статья актуальна и полезна. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *