Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов

Муравьёва Вера Геннадьевна,

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                      МБОУ Приаргунская СОШ

Приаргунского района

 

Основной целью работы учителя начальных классов является формирование  у учеников учебной деятельности. Научить детей учиться – вот то, к чему стремится каждый современный учитель.   Одно из важных звеньев учебного процесса – это контроль результатов, отражающих  индивидуальную динамику развития учеников.  В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений обучающихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить  результаты обучения,  в начальной школе являются тесты.

Тест —    это задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Тестируемый  должен те только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой. Тест является более качественным и объективным способом оценивания, так как процедура проведения теста стандартизирована.

Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем детям предоставляются равные возможности. А объём теста даёт возможность показать свои достижения на широком поле материала.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах «развитие личности обучаещегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [6], целью тестирования является не столько контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела, темы, сколько обучение работе с тестовыми заданиями и тестами.

Для достижения данной цели, обучающиеся под руководством учителя учатся:

1. понимать учебную задачу;

2. планировать свои учебные действия (выбирать более рациональные способы);

3.  применять имеющиеся знания и умения;

4.  проводить самоконтроль.

Для решения поставленных задач работа по формированию тестовой культуры обучающихся может быть построена по – разному. В своей педагогической практике такую работу я строю следующим образом.

 В 1 классе контрольные тесты не проводятся, первые тесты, с которых можно начинать работу – это тесты на установление истинности (ложности) утверждения.

1. Задания, требующие ответа «да» или «нет».  Например, задание по окружающему миру.

Если ты согласен с утверждением ставь знак +, если нет, то знак -.

…. Окружающий мир – это всё, что нас окружает.

…. Окружающий мир – природа.

…. Окружающий мир – это всё, что нас окружает и сделано руками человека.

 

2. Задания с выбором ответов, где требуется:

а) Обводить номер ответа. Например:

Обведи цифру, стоящую рядом со  словом, которое надо вставить вместо пропуска:

          То, что мы произносим и слышим, называется…

1.  Буквы              2.  Звуки

 

б) Обводить верный ответ.             Например:

Обведите буквы, обозначающие согласные звуки.

                                 М   А  Е  Щ  Й  П   О   Т   З   Э

 

в) Подчеркнуть верный ответ.              Например:

Подчёркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

              Яхта, моряк, яблоко, рысь, поёт

 

Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение.

Например, Узнайте сколько в тексте предложений, и обведите соответствующее число.

Наташа гуляла в парке с ней гулял пёс Рыжик он гонял голубей как весело в парке

А) 2            б)   16             в) 4         г)   5

 

Необходимо отметить, что задания с самостоятельным конструированием ответов в 1 классе обучающимся не предлагаются. Во втором классе дети   пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы. Важно напомнить, что первоначально работа с тестами проходит под чётким руководством  учителя, поскольку навык чтения сформирован ещё не в достаточной степени. Это помогает детям научиться рассчитывать время и расходовать его рационально. Совместная работа над тестами позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса, что очень важно для успешного обучения.

В своей практике применяю  разноуровневые задания (базового, повышенного, высокого уровней).  

Например, задания по математике.    Блок «Арифметические действия с натуральными числами»

а) Задания  базового уровня.

Выполни задания. Ставь + рядом с правильным ответом.

1.Отметь + правильный ответ.   8+9 =…

                                       18        17         19         16

2. Отметь  + правильный ответ.  26 — 9 =

                                        18        17         19        16

б) Задания повышенной трудности.

1. Отметь + правильный ответ.      61 – 24 =

                                              35        36         37        43

     2. Отметь + правильный ответ.      70 -37 =

                                              43        23         33        47

в) Задания высокого уровня.

1. Отметь + цифру, которую надо вставить вместо *,чтобы сложение было выполнено верно.            54 +  * = 91

                     * это 3           * это 4            * это 1        * это 2

 

Основной задачей использования тестов в начальных классах является обучение работе с тестовыми заданиями и формирование тестовой культуры обучающихся.     Но в 3 и 4 классах наряду с этой задачей можно говорить о тесте как об инструменте объективного контроля учебных действий и наблюдения за их формированием. Организация деятельности обучающихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает детей к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний.

Таким образом, использование тестовой формы контроля:

  • Обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
  • Развивает память, логическое мышление;
  • Воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
  • Снижает уровень тревожности;
  • Помогает учителю своевременно осуществлять коррекцию знаний.

 

                       Список использованных источников

  1. Гулюгина М.О. Практическая методика обучения учащихся работе с тестами, Волгоград, «Учитель»,2008 г.
  2. Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  3. Базарова О.Л. и др. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения, Начальная школа, № 3, 2004
  4. Казанова О.И. Тестовые задания по математике, русскому языку и литературному чтению. Чита, ЧИПКРО, 2007.
  5. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания, М., «Экзамен», 2011
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *