Муравьёва Вера Геннадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Приаргунская СОШ
Приаргунского района
Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учеников учебной деятельности. Научить детей учиться – вот то, к чему стремится каждый современный учитель. Одно из важных звеньев учебного процесса – это контроль результатов, отражающих индивидуальную динамику развития учеников. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений обучающихся, что дает возможность преподавателю управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей быстро и эффективно проверить результаты обучения, в начальной школе являются тесты.
Тест — это задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма; требуется либо вычеркнуть лишнее, либо отметить правильный ответ соответствующим значком. Тестируемый должен те только найти правильный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой. Тест является более качественным и объективным способом оценивания, так как процедура проведения теста стандартизирована.
Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем детям предоставляются равные возможности. А объём теста даёт возможность показать свои достижения на широком поле материала.
В соответствии с основной целью обучения в начальных классах «развитие личности обучаещегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [6], целью тестирования является не столько контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела, темы, сколько обучение работе с тестовыми заданиями и тестами.
Для достижения данной цели, обучающиеся под руководством учителя учатся:
1. понимать учебную задачу;
2. планировать свои учебные действия (выбирать более рациональные способы);
3. применять имеющиеся знания и умения;
4. проводить самоконтроль.
Для решения поставленных задач работа по формированию тестовой культуры обучающихся может быть построена по – разному. В своей педагогической практике такую работу я строю следующим образом.
В 1 классе контрольные тесты не проводятся, первые тесты, с которых можно начинать работу – это тесты на установление истинности (ложности) утверждения.
1. Задания, требующие ответа «да» или «нет». Например, задание по окружающему миру.
Если ты согласен с утверждением ставь знак +, если нет, то знак -.
…. Окружающий мир – это всё, что нас окружает.
…. Окружающий мир – природа.
…. Окружающий мир – это всё, что нас окружает и сделано руками человека.
2. Задания с выбором ответов, где требуется:
а) Обводить номер ответа. Например:
Обведи цифру, стоящую рядом со словом, которое надо вставить вместо пропуска:
То, что мы произносим и слышим, называется…
1. Буквы 2. Звуки
б) Обводить верный ответ. Например:
Обведите буквы, обозначающие согласные звуки.
М А Е Щ Й П О Т З Э
в) Подчеркнуть верный ответ. Например:
Подчёркните слова, в которых звуков больше, чем букв.
Яхта, моряк, яблоко, рысь, поёт
Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение.
Например, Узнайте сколько в тексте предложений, и обведите соответствующее число.
Наташа гуляла в парке с ней гулял пёс Рыжик он гонял голубей как весело в парке
А) 2 б) 16 в) 4 г) 5
Необходимо отметить, что задания с самостоятельным конструированием ответов в 1 классе обучающимся не предлагаются. Во втором классе дети пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы. Важно напомнить, что первоначально работа с тестами проходит под чётким руководством учителя, поскольку навык чтения сформирован ещё не в достаточной степени. Это помогает детям научиться рассчитывать время и расходовать его рационально. Совместная работа над тестами позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса, что очень важно для успешного обучения.
В своей практике применяю разноуровневые задания (базового, повышенного, высокого уровней).
Например, задания по математике. Блок «Арифметические действия с натуральными числами»
а) Задания базового уровня.
Выполни задания. Ставь + рядом с правильным ответом.
1.Отметь + правильный ответ. 8+9 =…
18 17 19 16
2. Отметь + правильный ответ. 26 — 9 =
18 17 19 16
б) Задания повышенной трудности.
1. Отметь + правильный ответ. 61 – 24 =
35 36 37 43
2. Отметь + правильный ответ. 70 -37 =
43 23 33 47
в) Задания высокого уровня.
1. Отметь + цифру, которую надо вставить вместо *,чтобы сложение было выполнено верно. 54 + * = 91
* это 3 * это 4 * это 1 * это 2
Основной задачей использования тестов в начальных классах является обучение работе с тестовыми заданиями и формирование тестовой культуры обучающихся. Но в 3 и 4 классах наряду с этой задачей можно говорить о тесте как об инструменте объективного контроля учебных действий и наблюдения за их формированием. Организация деятельности обучающихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.
Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает детей к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний.
Таким образом, использование тестовой формы контроля:
- Обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
- Развивает память, логическое мышление;
- Воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
- Снижает уровень тревожности;
- Помогает учителю своевременно осуществлять коррекцию знаний.
Список использованных источников
- Гулюгина М.О. Практическая методика обучения учащихся работе с тестами, Волгоград, «Учитель»,2008 г.
- Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2009 г.
- Базарова О.Л. и др. Использование дидактических тестов в условиях развивающего обучения, Начальная школа, № 3, 2004
- Казанова О.И. Тестовые задания по математике, русскому языку и литературному чтению. Чита, ЧИПКРО, 2007.
- Крылова О.Н. Типовые тестовые задания, М., «Экзамен», 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.