Формируем умение задавать вопросы
Дьяченко Лидия Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №22
г. Читы
В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет необходимость чтению большого количества текстов, требующих от детей умения выделить необходимую информацию и использовать её.
В части работы с информацией ФГОС начального общего образования описывает умения, которыми ученик начальной школы должен овладеть на базовом уровне:
- находить в тексте конкретные сведения, факты
- определять тему и главную мысль текста
- упорядочивать информацию по заданному основанию
- находить в тексте примеры, доказывающие приведенные утверждения
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
То есть именно эти способы действий являются базой для успешного обучения по всем школьным дисциплинам. Практика показывает, что читательская грамотность зависит от умения учителя провести такую работу, создать такой алгоритм работы с текстом, чтобы дети почувствовали себя маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Цель курса литературного чтения О.В. Кубасовой является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Особый акцент ставиться на развитие интереса к предмету чтения,
умения извлекать информацию и творчески доносить её до слушателя, навыков позитивного коммуникативного общения, умений высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном, умении задавать вопросы.
Большое внимание уделяю именно формированию умения самостоятельно ставить вопросы и искать ответы на них, что способствует эффективному пониманию литературного текста. В процессе понимания ученик совершает активные действия по преобразованию смысловой структуры текста, главным из которых является вычленение скрытого вопроса, обнаружение проблемной ситуации.
Поделюсь опытом работы по формированию умения задавать вопросы и представлю приемы, развивающие это умение.
Прием «толстые — тонкие вопросы».
«Тонкие» вопросы требуют однословного ответа (кто, что, когда, как звать, было ли, верно ли, мог ли?), «толстые» (объясните, почему; почему вы так думаете; в чем различия; предположите, что будет, если?) требуют размышления, умение анализировать.
Прием «мозаика». Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.
Прием «Ромашка Блума». В начальных классах можно использовать классификацию вопросов известного американского психолога и педагога Бенджамина Блума. В России в мире современного образования ее называют «Ромашкой Блума»:
Первый лепесток – простой вопрос. Простые вопросы – это вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля (зачет, тест).
Второй лепесток — вопрос-интерпретация. Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно – следственных связей.
Третий лепесток – оценочный вопрос. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?».
Четвёртый лепесток – практический вопрос – вопрос направлен на установление взаимосвязей между теорией и практикой. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
Пятый лепесток – творческий вопрос – в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Шестой лепесток – уточняющий вопрос. Обычно эти вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?». Цель этих вопросов – представление ученику возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
В качестве примера работы с разными типами вопросов приведу из своей практической деятельности.
Простые вопросы. Например, во втором классе, обсуждая грузинскую сказку «Голубой ковер» [2], дети отвечают на вопросы:
— Где царевич встретил свою суженую?
-Какому ремеслу смог выучиться царевич?
Уточняющие вопросы. При работе над сказкой В. Осеевой «Добрая хозяюшка» [2], дети задавали такие вопросы:
— Можно ли назвать хозяюшку злой?
— Разве она бьет своих животных или не дает им есть?
— Так чем же она их обижает?
Объясняющие вопросы. Б. Житков «Храбрый утенок» [2].
— Стоило ли утятам бояться стрекозу?
Творческие вопросы, которые задает учитель, учат детей предполагать, фантазировать и прогнозировать.
Л. Пантелеев «Две лягушки». [2]
— А могла ли сказка закончиться по-другому?
Г. Горбовский «Розовый слон». [2]
-Как бы вы решили судьбу розового слона?
Е. Пермяк «Некрасивая елка». [2]
— А как бы вы поступили с елкой?
Оценочные вопросы. Например, при работе в третьем классе с произведением К.Паустовского «Стальное колечко» [2]:
-Как вы думаете, почему Варюша не побоялась идти до станции одна?»
Практические вопросы. Обсуждаем сказку Н. Вагнера «Сказка»:
— А как бы вы поступили на месте Альмары?» [2]
Ставя вопросы, ученик анализирует прочитанный материал, выделяет главное, вскрывает суть прочитанного. Таким образом, во время обучения в начальной школе дети учатся самостоятельно формулировать и задавать вопросы, «необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром» [3].
Литература
- Загашев И.О. Умение задавать вопросы. //Начальная школа, 2001, № 12.
- Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебники для 2, 3, 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010
Системно-деятельностный подход в обучении.//Управление школой. Газета издательского дома «Первое сентября
Статья очень понравилась.Спасибо. Возьму на вооружение.
Мне очень понравился ваш метод работы над текстом, особенно прием «Ромашка Блума».
Спасибо. Очень интересно.
Спасибо за статью))) Буду активно использовать в своей практике!!!
Приемы, предлагаемые учителем достаточно интересны. На мой взгляд, особенно актуальна работа по формированию у младших школьников умений задавать вопросы. Обязательно воспользуюсь Вашим опытом в работе со своим классом. Спасибо.
На мой взгляд, очень интересная, а главное познавательная статья. Мне очень понравились приемы, которые использует автор на уроках, особенно «Ромашка Блума», возьму на вооружение. Спасибо.
Метод работы над текстом понравился, особенно приём «Толстые и тонкие» вопросы и «ромашка Блум». Про «Ромашку…» слышала, но не очень понимала как это делать. Ваша статья всё объяснила, попробую применить на своих уроках. Спасибо.
Статья понравилась, особенно интересно прописан приём «Ромашка Блума».
Спасибо за статью! Понравились приёмы «толстый и тонкие вопросы», приём «мозаика». Буду использовать их чаще в своей работе.
Интересный метод «Ромашка Блума» . Часто использую такой метод во внеклассной работе при проведении различных мероприятий познавательного характера. Сейчас взглянула на этот метод по другому. Интересная постановка вопросов. можно использовать на различных уроках и не только на уроках чтения. Возьму на заметку и попробую со своими детьми. Спасибо за помощь. Деятельностный подход — однозначно!!!
Лидия Григорьевна, спасибо за интересную статью. Мне очень понравились ваши методы работы над текстом, особенно прием «Ромашка Блума». Возьму на вооружение.
Умение ребят задавать вопросы является актуальной темой на сегодняшний день, особенно для жителей сельской местности. Автор статьи делится со своими находками, которые на мой взгляд очень полезны, а сама статья является методической копилкой для педагогов.
Мне очень понравились Ваши приемы «толстый и тонкие вопросы» и «Ромашка Блума». Обязательно попробую тоже применять на своих уроках.Наводят на размышление применять их не только на уроках чтения, но и на других предметах. Большое спасибо за помощь.
Статья интересная.Дан полный план работы с текстом.Формируется при работе с ним подробный пересказ прочитанного.
Очень понравились приемы,развивающие умение задавать вопросы «толстые и тонкие вопросы» и «Ромашка Блума». Обязательно попробую применять их на своих уроках. Спасибо большое.
Очень понравились приемы,развивающие умение задавать вопросы «толстые и тонкие вопросы» и «Ромашка Блума». Обязательно попробую применять их на своих уроках. Спасибо большое.
Спасибо.
Статья очень интересна. Автор приводит примеры используемых методов работы с текстом, которые безусловно должны нравиться детям и в тоже время формируют умения самостоятельно задавать вопросы. Спасибо.
Сама по себе работа с текстом на уроках литературного чтения несет в себе огромный потенциал развития личности учащегося, что является целью современного образования. А Ваши приемы, Лидия Григорьевна, позволят разнообразить работу с текстом на уроке и способствуют формированию метапредметных УУД. Непременно воспользуюсь Вашими приемами. Спасибо!
Спасибо за интересную статью. Особенно понравился метод «Ромашка Блума». Буду как можно чаще использовать в своей работе. Спасибо.
очень интересна и актуальна статья некоторые приёмы я уже использую в своей работе а вот приём «Ромашка Блума» для меня новый обязательно буду использовать этот приём в свое практике
Спасибо! Тема актуальна. Вопросы несомненно помогают размышлять и анализировать текст. Буду чаще использовать такую работу на уроке.
Работать с текстом всегда интересно. Чтобы ребенок не боялся уроков чтения, нужно найти приемы работы с текстом. Я на уроках применяю систему Губовой Г.М., по которой можно научить ребенка читать, задавать вопросы, размышлять и привить любовь к чтению любого текста.
Да, статья очень интересная методы и приёмы очень интересные. Так как я работаю первый год для меня очень интересно и ново. Я буду применять эти методы в своей практике.
Да, статья очень интересная, методы и приемы очень интересные. Так как я работаю первый год для меня это очень интересно и ново. Я буду применять эти методы и приемы в своей практике.
Лидия Григорьевна, спасибо вам за статью. Действительно, читательская грамотность зависит от умения учителя провести работу так, чтобы дети почувствовали себя маленькими учеными, которые сами делают собственные открытия. Ваши приемы «Тонкие и толстые волосы», «Мозаика», «Ромашка Блума», формируют умения самостоятельно ставить вопросы и искать ответы. Это очень интересно и увлекательно для детей.
Большое спасибо за статью. В своей работе я использую такие приёмы при проведении уроков внеклассного чтения. При прочтении вашей статьи взяла для себя много нового.Особенно понравился прием «Ромашка Блума», который оказался для меня новым. Такие приемы учат детей задавать вопросы, прививают любовь к чтению. Буду использовать ваши приемы в своей работе.