Воложанина Ирина Валерьевна, учитель начальных классов муниципальное общеобразовательное учреждение «Кокуйская СОШ №2» Сретенского района
— призер конкурса «Учитель года — 2019»;
— победитель конкурса «Лучший учитель — 2019»
Учитель…
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.
В. Тушнова
«Учитель – лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель», — читаем мы определение в Толковом словаре. Сухая формулировка, но ведь всего в Толковом словаре не напишешь. Чтобы постигнуть глубину слова учитель, иногда нужно прожить целую жизнь.
Меня часто спрашивают, почему я стала учителем. Попробую объяснить.
Когда я делала свой выбор, мне было шестнадцать лет, и перед моими глазами возникал образ моей первой учительницы – Дунаевой Александры Павловны, всегда доброжелательной, но в то же время справедливой, требовательной. Её пример – мой первый шаг — стать учителем. Она научила нас читать, писать, уважать старших, радоваться жизни, любить труд. Воспитывала в нас честность, стремление к знаниям, учила самостоятельно преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. В классе нас было около сорока человек, все такие разные, но никто не был оставлен без внимания. Слова О.В. Ключевского могут быть девизом работы Александры Павловны: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаешь». Тогда, в младшем школьном возрасте, я видела в своём учителе идеального человека. Мне захотелось быть похожей на неё, а значит, стать учителем.
В педагогическом училище нам часто говорили о значимости учительской профессии, но тогда я ещё не осознавала этого в полной мере. В моём представлении эта работа была лёгкой и простой: пришёл в класс, провёл уроки, проверил тетради. Оказалось всё наоборот.
Первые годы учительства для меня были самыми трудными, в это время ошибок было больше, чем побед. Понадобился не один год напряжённой работы, пока я не начала хотя бы иногда чувствовать себя счастливой от того, что доставила радость своим ученикам. Когда в конце рабочего дня они удивлялись, что так быстро закончились уроки, а ребятам было легко и интересно на них. И тогда я поняла, что надо уметь вовремя заметить успех ученика, поощрить и помочь раскрыться каждому из них, — это и есть моя задача как педагога.
Так год за годом в школе я проработала целых двадцать лет. Много изменений произошло за это время. Стремительно меняется мир, меняемся мы, меняется наше будущее…
Маленький человек перегружен информацией. Это приводит к изменению в его сознании: что такое хорошо и что такое плохо? Плохое становится хорошим, хорошее — плохим. В последнее время всё больше детей не хотят учиться. Как сделать так, чтобы у каждого ребёнка появился интерес? Здесь учитель должен проявить свой профессионализм. Он должен так организовать урок, чтобы каждый ученик почувствовал радость от успеха. Для школьников это особенно важно. Ученик, будучи неуспешным, начинает терять веру в себя. И здесь на помощь должен прийти педагог. Важно уметь рассмотреть хорошее в каждом ученике и показать это окружающим, поднять его авторитет, создать атмосферу успешности — вот одна из главных задач учителя. Воспитать в подрастающем поколений порядочность и великодушие, мужество и верность, товарищество, порядочность, великодушие, любовь.
Cовременный педагог — это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудированность, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.
Cовременный педагог должен быть и тонким психологом, владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. Легко работать с детьми, у которых почти нет проблем, трудно с проблемными детьми, которых становится больше год от года. Двойки, грязь в тетрадях, невнимание и непонимание в семье. Учитель для таких детей должен стать человеком, который увидит в них хорошее, поймет, скажет доброе слово и этим защитит ребёнка, поможет победить упрямство, обиду, злость. И только после длительной и кропотливой работы у ребёнка может появиться блеск в глазах, желание быть лучше.
В одиночку сделать это бывает порой невозможно. Поэтому необходимо привлекать родителей к совместному процессу воспитания. Каждый родитель мечтает том, что их дети станут успешными, когда вырастут. Поэтому родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходим постоянный контакт родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.
Учителю следует постоянно находиться в поиске новых педагогических идей, изучении передового опыта коллег, совершенствовании мастерства. Нельзя останавливаться на достигнутом. Настоящий учитель должен «болеть», «гореть» своей профессией. А чтобы увидеть результат своей работы и почувствовать себя счастливой, надо ждать годы. Учителю нужно уметь держать дисциплину и быть требовательным. Быть уважаемым учениками, коллегами, родителями учащихся.
Очень точно об учителе написал С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».
Учитель начальных классов – профессия особая. Любовь к детям, любовь к своей профессии – определяющие качества этой специальности. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. Сколько труда и терпения нужно учителю начальных классов, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели молодые люди.
Перед учителем ставиться еще одна глобальная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни, быть мобильными, толерантными, успешными, умеющими учиться на протяжении всей жизни. К сожалению, современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги не удовлетворены результатами обучения, так как потенциал ребёнка раскрывается не в полной мере. Одной из причин является тот факт, что на уроке не каждый школьник включён в учебный процесс, являясь не активным субъектом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества. Организация учебного процесса должна включать в себя чередование разных форм организации обучения: фронтальной, групповой, парной, индивидуальной.
Поэтому в своей работе я стараюсь организовывать учебный процесс так, чтобы активизировать учебную деятельность каждого ученика. Для этого приходится читать журналы, статьи в интернете, перенимать опыт работы других педагогов.
В своей работе использую дифференцированный подход в обучении. Уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создает благоприятные условия для развития личности в образовательном процессе. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:
Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
На уроке представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
Учебную деятельность каждого ученика активизирую через формирование мотивов учения, создание проблемных, исследовательских ситуаций, через использование ИКТ на уроках, через дифференциацию и индивидуализацию обучения. Использую парную и групповую работу, что позволяет обеспечивать регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и развивает коммуникативные УУД. Для организации коллективных занятий на уроках русского языка использую опыт учителей г. Красноярска. Дети учатся выполнять различные роли в группе, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других, уважительно относиться к позиции другого, договариваться с людьми и т.д.
В журнале «Начальная школа» я также познакомилась с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, автором которой является доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания в начальных классах Г. А. Бакулина. Методика мне показалась очень интересной и необычной. Под субъективизацией понимается качественно новый уровень организации учебного процесса, предполагающий непосредственное участие школьника в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Субъективизация ориентирует школьника на параллельное выполнение двух ролей. С одной стороны, он выступает в привычной ему роли ученика. С другой стороны, школьнику передается часть функций учителя. Не получая знаний в готовом виде, вместе с одноклассниками принимает активное участие в ознакомлении с новым языковым материалом. Ему принадлежит первое слово в обобщении изученного, выведении новых орфографических, пунктуационных и др. правил. Наконец, школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым на уроке упражнениям, подводят итог урока. Как видим, субъективизация обеспечивает высокий уровень активности и осознанности учащихся на проводимом занятии. Их деятельность на уроке становится более комфортной, поскольку у школьников появляется ощущение собственной значимости в установлении содержания и организации учебного процесса. Иными словами, ученик становится полноправным субъектом учебного процесса.
Необычность методики проявляется и в содержании, и организации процесса обучения русскому языку. Наиболее важными в содержании, на мой взгляд, являются два момента. Во-первых, школьники работают с лингвистической теорией и словарными словами как с понятиями. Это даёт возможность во время изучения русского языка интенсивно формировать словесно-логическое мышление учащихся. Во-вторых, лингвистические знания, умения, навыки приобретаются детьми в процессе выполнения нового типа упражнений. На их основе развивается и совершенствуется одновременно ряд важнейших интеллектуальных качеств ребёнка. Прежде всего, его речь, внимание, мышление, наблюдательность и др. Работа с такими упражнениями – всегда увлекательный, интересный поиск ответа на поставленную учителем лингвистическую задачу. К большинству выполняемых упражнений ученики сами составляют задания. В этом случае заинтересованность детей и углубленность их проникновения в изучаемую на уроке тему значительно увеличиваются.
В организации урока школьников очень привлекает то, что они самостоятельно предопределяют и формулируют тему и цель всего урока, тему минутки чистописания и словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в выведении новых правил и терминов. Ученику всегда предоставляется право первого слова. Он практически не бывает простым исполнителем воли учителя. Школьник-инициатор своих действий, деловой партнёр учителя, важнейший субъект учебного процесса, поскольку ему передаётся часть функций учителя. Эта необычная деятельность очень оживляет учебный процесс и делает каждый структурный этап урока творческим.
На уроках литературного чтения иногда применяю методику А. Г. Ривина. Суть методики заключается в том, что в паре дети изучают текст. Итогом такой работы будет план текста. Кроме того, школьники отвечают на вопросы текста, составляют свои «умные» вопросы. Урок заканчивается фронтальной работой, где выслушиваются разные варианты плана, в ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.
Для развития регулятивных УУД на уроках использую взаимоконтроль, взаимопомощь, листы самооценки.
Вывод: Я стараюсь быть для своих учеников надеждой и опорой, проявлять доброе отношение к ним, творчески подходить к своей работе, но этого не достаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах. Я надеюсь, что впереди у меня интересная педагогическая жизнь.