Работа над словарными словами как способ формирования орфографической зоркости

 Работа над словарными словами как способ формирования орфографической зоркости

Нагаева Оксана Михайловна,

учитель начальных классов

МОУ Большереченская СОШ

Красночикойского района

В данной статье хочется поделиться опытом о работе над словом на уроках русского языка в начальной школе. Всегда  актуальной проблемой является грамотность письма. А для чего необходима грамотность? Она очень важна для того, чтобы адаптироваться в окружающем мире, чтобы тебя понимали и сверстники  и окружающие люди.

Моя цель на уроках русского языка: создать условия для формирования орфографического навыка в процессе работы над словом.

Для этого сформулированы основные задачи:

 1. Научить видеть опасность в слове.

2.Развивать навык грамотного письма.

3. Воспитывать потребность совершенствовать свою письменную речь.

Практическая значимость такой  работы заключается в собранном мною материале, который можно использовать на уроках русского языка при проведении словарной работы.

Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдательности, сопоставления, установления сходства и различия, учит делать выводы и обобщение, быть грамотным и образованным.

Организация словарно- орфографической работы предполагает  проведения наблюдений над многозначностью  омонимичностью изучаемых слов, над прямым значением, синонимами и антонимами.

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение их написания достигнуто путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.

У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Первоначальные сведения дети получают в 1 классе. Работа по прописи и учебнику первоклассники наблюдают, запоминают слова: пенал, сорока, ворона, Москва и другие.

В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих безошибочного написания, увеличивается. Слова, предусмотренные программой для каждого класса сгруппированы по темам: «Животные», «Растения», «Инструменты», а также по особенностям написания  «Удвоенные согласные», «Парные согласные» и т.д

Во 2 классе учащиеся работают в орфографической тетради. Часть упражнений нужно выполнить на уроке, а часть дома. В 3 классе количество слов увеличивается, а в 4 классе учащиеся работают по алгоритму:

  1. Определение лексического значения слова.
  2. Запись слова в транскрипции.
  3.  Письмо слов.

4.   Подбор однокоренных слов.   

5.  Составление предложений.

 Можно предложить учащимся выбрать самостоятельно слова к определенной теме из словаря на определенную орфограмму, написать по памяти и после проверить. Выбор темы для словарной работы можно связать с темой урока, содержанию упражнений, временем года, минуткой чистописания. Использовать группы слов для отработки орфограмм в словарной работе для закрепления. Словарные слова широко используются для грамматического разбора. При выполнении различных заданий включены не только те слова, которые изучали недавно, но и те которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописание всех слов, предусмотренных программой начального обучения. Необходимо детей учить   «всматриваться» в слова, знакомиться с его «родственниками и предками», узнавать как оно «работает», вслушиваться в звучание, осознавать значимость самого слова. Через диалог учителя и учащихся происходит культурное, нравственное и духовное обогащение учащихся.

Немаловажной задачей при изучении словарных слов является — научить детей пользоваться  разными видами словарей как источниками информации.

 Важной проблемой грамотного  письма является — научить видеть «опасность». В своей работе я использую прием «секрет письма зеленой пасты». Как только появляется опасность – работает зеленая паста. Чем больше  орфограмм изучаем, тем чаще зеленый цвет зажигается в тетрадках учеников. Такое письмо нравиться  детям оно вносит разнообразие в работу, а зеленая паста, как зеленый цвет светофора вырабатывает чувство самоконтроля.

В классе совместно с учащимися выпускается стенд под рубрикой «Запоминай эти слова», на котором помещаем только те слова, которых нет в словаре учебника. Также использую ИКТ для организации работы учащихся, чтобы значительно улучшилось качество письма, обогатился словарный запас, появился интерес. К определенной тематической группе подбираю стихи, загадки, этимологическое происхождение слов, фразеологизмы, иллюстрации.

Исходя из известной психологической закономерности   —  чем больше органов чувств воспринимает изучаемое, тем прочнее проходит запоминание, возникает необходимость  использования на уроке всевозможных средств воздействия на ученика. Учителю нужно организовывать словарную работу так, чтобы в усвоении каждого слова активное участие принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и сознание.

Усвоение написания словарных слов требует многократной системы упражнений, которые связывают со всеми видами письменных работ учащихся:

1. Запись слов по алфавиту.

2. Выборочный ответ.

3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

4. Сопоставление слов с противоположной орфограммой.

5. Подбор и запись синонимов и антонимов.

6. Шутливые слова-рифмовки.

7. Птицы: сорока, ворона, воробей.

8. Магазин: молоко, творог, компот, масло, сахар.

9. Ответ на вопрос одним словом – человек, который едет на поезде или в автобусе.

10. Диктанты: зрительный, картинный, выборочный, творческий, по памяти, с комментированием.

11. Кроссворды.

12. Ребусы.

13.  Собери слово.

14. Пословицы, поговорки, загадки.

Как видно упражнений данного характера –  множество. Они позволяют   заинтересовать учащихся при изучении словарных слов, заложить основу навыков орфографической зоркости.

Также на уроках русского   разработана система заданий по формированию универсальных учебных действий. Особый интерес вызывает упражнения ориентированные на развитие коммуникативности (сотрудничества). Они предполагают освоение разных форм кооперации: работа в парах, вдвоем в малой или больших группах. Учащиеся учатся распределять между собой работу, роли, осуществлять взаимопроверку. Группа заданий в рамках коммуникации ориентированы на воздействие участников и  предполагает развитие умений аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать, отстаивать свою точку зрения.  Такие формы работы используются и при изучении раздела «Словарные слова». На примере фрагмента урока, рассмотрим  содержание такой работы.

 

Первый этап: учащимся раздаются  карточки с набором изученных словарных слов,  и предлагается вставить пропущенные буквы предварительно проведя лексическую работу.

Второй этап: учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Третий этап: обсуждение и обоснование используемых букв в парах(работа в паре).   

Четвертый этап:  осуществление взаимопроверки (по словарю) и взаимооценивание.

Исходя из позиции, что  работа над словом  в начальных классах  является основой грамотного письма, которая формирует осознанный  навык написания и правильное употребление слов в письменной и устной речи мы попытались представить опыт работы, который может заинтересовать педагогов и помочь их в организации работы по изучению словарных слов.  

 

Литература

1. Жедек П. С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. М.: 1993 и послед.

 

2. Кузьменко Н.С. Подготовка к работе по учебнику «К тайнам нашего языка»: первые шаги в обучении орфографии // Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. Обучаем грамоте по «Азбуке» Н.М. Бетеньковой и др. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

 

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка; Методические рекомендации к учебнику для 1, 2, 3, 4 классов. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004.

 

17 комментариев на «Работа над словарными словами как способ формирования орфографической зоркости»

  1. николаева ирина говорит:

    Молодец, тема » Развитие орфографической зоркости» всегда актуальна. Приёмов по отработке
    орфографической зоркости очень много, описанные Вами тоже очень интересны.

  2. Кабанова А. Ф говорит:

    Понравился приём «секрет письма зелёной пасты». Буду применять в своей практике.

  3. Любовь Пахатинская говорит:

    Большое спасибо за предложенный материал! Статья ценна тем, что наряду с теоретическим материалом содержатся приемы практической работы, которые могут быть использованы при проведении словарной работы с конкретным словом, показано как можно разнообразить этот этап урока.

  4. Жанна говорит:

    Хорошая статья. Понравились упражнения шутливые слова — рифмовки, сопоставление слов с противоположной орфограммой. Обязательно возьму их на вооружение

  5. Надежда говорит:

    Статья интересная ,можно взять упражнения для работы . Спасибо.

  6. Шишмарёва И.В. говорит:

    Хорошая статья. Тема актуальная в любом классе. Вы используете разные виды работ со словарными словами. Теория переплетается с практикой. Такая систематическая работа даёт возможность обеспечить прочное усвоение правописане всех слов, предусмотренных программой.

  7. Груздева Л.Г. говорит:

    Большое спасибо за предоставленный опыт работы, статья заинтересовала своей практической направленностью, что позволяет использовать предложенные упражнение в своей практике. Понравилась идея формирования тематических групп -«магазин», «птицы»; безусловно, интересно изучение словарных слов с помощью пословиц, поговорок и загадок. На мой взгляд, по возможности необходимо объяснять этимологию слова.

  8. Хоймова Л.Н.; 13.12.2013г. говорит:

    Тема «Развитие орфографической зоркости» всегда была и будет оставаться серьезной проблемой, а по-этому всегда актуальна. Ведь именно такая работа, как предлагаете Вы, может способствовать разрешению этой проблемы в будущем.Очень интересны приемы реализации этой проблемы. Понравился прием «секрета письма зеленой пасты». Ведь именно самоконтроль способствует развитию одного из видов УУД. Большое спасибо.

  9. Кузютина Т.П. говорит:

    Оксана Михайловна, спасибо за статью. Тема очень актуальна. Методы и приемы, выбранные Вами создают условия для формирования навыка работы со словарными словами у обучающихся независимо от возраста. Хотелось бы более подробного освещения приемов использования ИКТ для организации работы учащихся над словарными словами.Стоит подумать о развитии темы. Творческих успехов.

  10. Соломко Наталья говорит:

    Спасибо за статью! Статья мне понравилась своей актуальностью и практической направленностью. Я, как начинающий педагог, почерпнула для себя много интересного. Особенно заинтересовал прием «секрет письма зеленой пастой». Обязательно возьму на вооружение.

  11. Леонтьева И. В. 04.01.14 говорит:

    Тема, разработанная автором, действительно, актуальна.Ею представлены очень много упражнений для развития орфографической зоркости. К концу 4 класса, уже выработан алгоритм по работе над словарным словом.Мне очень понравилась многократная система упражнений над словарным словом, которые формируют орфографическую зоркость.

  12. Г.В. Ермолина говорит:

    Большое спасибо. Тема действительно актуальна. Вы в своей статье показали систему работы со словарными словами. Обязательно в своей работе буду использовать предложенные вами упражнения.

  13. Леонтьева И.В. 04.02.14 говорит:

    Автор данной статьи поднимает, действительно актуальную тему. Ею представлены очень много упражнений для развития орфографической зоркости. К концу 4 класса уже выработан алгоритм по работе над словарным словом. Мне очень понравилась многократная система упражнений над словарным словом, которые помогают работать над формированием орфографической зоркости.

  14. Панова Т.Г. 01.04.14 говорит:

    Оксана Михайловна, спасибо за статью.Тема актуальная в любом классе .Теория переплетается с практикой такая система работы даёт возможность обеспечить прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренная программой, самоконтроль способствует развитию УУД. Творческих успехов!

  15. Макарова Г.А. говорит:

    Грамотность письма всегда являлась актуальной проблемой,не важно по какой программе и в какое время мы работаем.Главное в работе заинтересовать детей.Судя по статье Оксаны Михайловны,ей это удалось.Она показала разные способы для формирования орфографического навыка,которые соответствуют поставленным задачам.Многие из приёмов мы используем в своей работе,но вот стенд «Запомни эти слова» меня заинтересовал тем,что дети пишут и те слова которых нет в словаре учебника.

  16. Димова Н.А. говорит:

    Тема «Работа над словарными словами как способ формирования орфографической зоркости» в настоящее время очень актуальна, всвязи с тем что учащиеся допускают множество ошибок именно в словарных словах. А применение упражнений, предложенных автором помогает лучшему усвоению словарных слов. Спасибо!

  17. Димова Н.А. МБОУ СОШ №1 г. Нерчинск говорит:

    Тема «Работа над словарными словами как способ формирования орфографической зоркости» в настоящее время очень актуальна, всвязи с тем что учащиеся допускают множество ошибок именно в словарных словах. А применение упражнений, предложенных автором помогает лучшему усвоению словарных слов. Спасибо!

Обсуждение закрыто.