Творческая мастерская

Уникален опыт учителя начальных классов МОУ СОШ п. Тарбагатай Савченко Валентины Михайловны. Уже с первых дней обучения в школе Валентина Михайловна погружает ребят в удивительный мир исследования. Дети познают окружающий мир с помощью умело организованных экскурсий, например, в школьный краеведческий музей. Создают интересные проекты, и т.д. Результаты работы младшие школьники вот уже несколько лет успешно презентуют в рамках НПК на уровне муниципалитета, края. Итак, предлагаем ознакомиться с опытом учителя -профессионала.

Тема. Деятельность творческой мастерской «Моя малая Родина» в начальной школе — условие формирования универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта II поколения.

Цель: показать условия формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы через деятельность творческой мастерской «Моя малая Родина» во внеурочное время в соответствии с требованиями стандарта II поколения.

Задачи:

1.Познакомить с деятельностью творческой мастерской «Моя малая Родина».

2.Создать условия участникам мастер-класса для организации работы по составлению научного аппарата исследовательской деятельности.

3.Организовать работу творческих групп по определению УУД.

Этапы:

1.Актуализация.

2.Практическая организация деятельности.

3.Рефлексия.

-Что Вы ожидаете от мастер-класса?

-Какова цель Вашего прихода сюда?

Оборудование: мультимедиа, презентация о деятельности творческой мастерской, презентация фрагментов занятия, таблица «Универсальные учебные действия», технологическая карта универсальных учебных действий, карточки с вопросами.

I Актуализация.

Творческий отчет деятельности творческой мастерской

«Моя малая Родина».

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Савченко В. М., я работаю учителем начальных классов и являюсь руководителем творческой мастерской «Моя малая Родина», участниками которой являются учащиеся и педагоги начальной школы МОУ СОШ п. Тарбагатай и родители учеников.

В своей практике педагоги нашей начальной школы часто сталкиваются с проблемами незнания исторического прошлого своего народа, с отсутствием доступной информации по истории своего края, с отсутствием у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме и слабое умение представить окружающим полученные знания. Сегодня же Стандарт II поколения ориентирует образовательный процесс на выпускника как творческую личность, способную самореализоваться, уважающую и принимающую ценности семьи и общества, любящую свой край, свой народ и свою Родину. Деятельность нашей творческой мастерской «Моя малая Родина» — условие формирования универсальных учебных действий личности в соответствии с требованиями ФГОС и ориентирована на использование инновационных технологий деятельностного типа, где одно из ведущих мест занимают методы проектно-исследовательской технологии.

Деятельность творческой мастерской «Моя малая Родина» является частью воспитательной системы школы «Быть гражданином с детства», которая направлена на духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса и воспитание гражданина и патриота своего Отечества. Начальная школа является первой ступенькой данной системы, и деятельность мастерской направлена на изучение истории поселка Тарбагатай и Забайкальского края.

Ведущими направлениями деятельности курса являются:

1.Историко–краеведческое, которое направлено на изучение истории нашего поселка и Забайкальского края. Это история п. Тарбагатай, традиции и обряды нашего народа, культура родного края, мастера и известные люди края и т. п.

2.Эколого – краеведческое – изучение природы нашего края. Дети знакомятся с растительным и животным  миром Забайкалья, с заповедными местами, экологическими проблемами края.

3.Изучение истории семьи. Это изучение родословной, семейных традиций и ценностей. Знакомятся с героическими и трудовыми страницами истории семьи.

Реализация направлений осуществляется через деятельность модулей.

1 модуль. Урок. Является базовым для формирования исследовательской деятельности. Внедрение инновационных технологий, включение в школьный компонент предметов регионального цикла (Забайкаловедение.3-4кл.), программа «Гармония».

2 модуль. Внеучебная деятельность. Организация исследовательской,познавательной деятельности через игровое и досугово — развлекательное общение; художественное творчество, социальное творчество; трудовую,спортивно-оздоровительную и туристско-краеведческую деятельности.

 

3 модуль. Ученическое самоуправление. Включение в деятельность работы детских организаций «Солнечный город» и «Багульник», детских общественных объединений «Школьный краеведческий музей» и школьный медиа-центр «Сияющая радуга».

4 модуль. Дополнительное образование. Взаимодействие с клубами, кружками, секциями в школе.

5 модуль. Внешкольная деятельность. Сетевое взаимодействие (районный МУ «Музей декабристов, районные научно-практические конференции, участие в районных и региональных конкурсах).

6 модуль. Семья. Усвоение семейных ценностей с раннего детства имеют важное значение для человека. Связь с семьей осуществляется через систему информационного sms, консультации, семейные праздники, вечера, создание проектов и исследовательских работ.

 Сетевое взаимодействие. Деятельность творческой мастерской проводится во взаимодействии и сотрудничестве с библиотеками, музеями, общественностью, Детским домом творчества (ДДТ «Аккорд»), с детской организацией начальных классов «Солнечный город», НОУ «Эрудит», с поселковым клубом.

НОУ «Эрудит». Творческая мастерская «Моя малая Родина» является звеном в системе экспериментальной работы школы по теме «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса, поэтому наша творческая мастерская вливается в школьное научное общество учащихся «Эрудит»..

Создание исследовательских работ. Участники творческой мастерской с большим желанием принимают участие в подготовке и написании исследовательских работ, создании проектов. Им нравится искать новое, делать открытия, исследовать, изучать. За период деятельности мастерской написано много работ детьми разного возраста, начиная с первого класса. Например: проект «Жевательная резинка: за и против», «Домашняя кошка», «Рододендрон даурский – символ Забайкальского края», «Береги глаз как алмаз!», «Байкал – жемчужина России!», «Семейные реликвии: ордена и медали моего дедушки», «Декабристы в Петровском Заводе», «Волнистые попугайчики», «Моя родословная» и много других работ.

Научно-практические конференции. Дети, защищая свои исследовательские работы, не только выступают перед аудиторией, но и показывают свои достижения в исследовательской культуре и в развитие своих творческих способностей. Они каждый год принимают участие в школьных и районных научно – практических конференциях.

Публикация в печати. Много интересных исследовательских работ создают ребята по разной тематике, а самые лучшие работы печатаются в периодических изданиях. Издана книга Муниципальным учреждением «Музей декабристов» города Петровск — Забайкальска «Свет жизненного подвига « по материалам Научно-практической конференции, посвященной 65-летию великой Победы. В ней напечатана исследовательская работа Бурцева Николая «Военные реликвии» о боевых наградах своего дедушки. А в газете «Эффект» от 9июня 2010г напечатано о Коле, что он стал победителем краевого уровня в конкурсе сочинений «Ветеранам с любовью», посвященном 65-летию Великой победы, который проходил в краевой научной библиотеке им. А. С.Пушкина. Мальчик награжден дипломом и ценным подарком.

Музеи. Много интересной и полезной информации дети получают при посещении музеев. Наш школьный краеведческий музей очень богат своими экспонатами, поэтому очень часто занятия творческой мастерской мы проводим с хозяевами музея и берем материал для творческих проектов и занятий. Сотрудничаем мы и с МУ «Музеем декабристов» в городе Петровск — Забайкальске. Посещаем музей не только с целью экскурсии, но и наши ребята участвуют в научно-практических конференциях. Бурцев Николай участвовал в конференции, посвященной 165-летию декабристам и посвященной 65-летию Победы. Он имеет грамоты.

Работа в библиотеке. У нас в поселке две детских библиотеки, где ребята имеют возможность работать с разнообразной литературой в подборе материала для подготовки исследовательских работ, проектов, для изучения природы нашего края и ее истории. Особенно ценны произведения Г. Граубина о Забайкалье и изданные недавно книжки Головина о нашем поселке.

Для реализации программы используются разнообразные виды деятельностии формы их организации,которые позволяют привлекать к работе не только учащихся, но и родителей, учителей, создают условия для общения детей и взрослых, развивают творческие способности.

В нашей мастерской проводятся тематические классные часы, занятия по интересам; походы и трудовые десанты, различные конкурсы и мини-конференции с приглашением гостей; праздники, вечера встреч, «Голубой огонек», вечера отдыха «От всей души». Например: кл. ч. «О чем могут рассказать улицы нашего поселка?», вечер встречи «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», мини-конференция «Наши верные помощники», праздник «Моя семья — мое богатство», Голубой огонек «Человек славен трудом»,открытое занятие «Мы счастливы, потому что мы вместе» и т. д.

Вахта памяти. Особенно ценны занятия, посвященные памяти героям В. О. войны. Это акция «Ветеран живет рядом», операция «Забота», экскурсия к памятникам героев войны, участие в митингах и парадах ко Дню Победы, возложение цветов, выступления с концертами перед ветеранами, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, изготовление подарков, приглашение ветеранов на праздники.

Нашими достижениями являются победы в различных конкурсах, в научно-практических конференциях школьного и районного уровней, это наши грамоты, дипломы, ценные призы, которые получают дети за свой творческий труд и накопительная отметка «портфолио».

Занятия в творческой мастерской способствуют обогащению знаний детей о своей малой Родине; развивают у детей инициативу, активность, самостоятельность, исследовательские умения; готовят младших школьников к исследовательской деятельности в научном обществе учащихся в среднем звене школы; укрепляют партнерские отношения между детьми, родителями и школой.

Формирование УУД.

Деятельность творческой мастерской «Моя малая Родина» направлена не только на развитие исследовательских умений, но и на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. На занятиях присутствует познавательная мотивация, учитываются интересы детей, формируется готовность и способность к сотрудничеству, основы нравственного поведения. Ребята учатся ориентироваться в библиотечном пространстве, получают навыки работы с книгой, журналом, газетой, учатся  собирать информацию среди родственников, выполняют коллективные проекты по своей родословной, работают с различными ресурсами информации. Как же происходит формирование УУД в деятельности мастерской? Это я попробую показать на примере занятия по знакомству с природой нашего края.

II. Практическая организация деятельности.

Мастер-класс«Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности на занятии творческой мастерской»

Тема: «Распознавание растений своей местности по листьям».

Ко Дню Земли дети решили создать альбом «Растения нашего края», но оказалось, что не все умеют узнавать и различать растения. Так была определена тема нашего занятия.

1.Работа по составлению научного аппарата исследовательской деятельности.

Для создания проблемной ситуации на доске размещены листья с разных растений, и они похожи друг на друга одни размером, другие формой и цветом.

Участникам предлагается определить, каким растениям принадлежат эти листья. Как вы думаете? ( высказывают разные предположения.)

Мнения разошлись. Как нам быть?

Участники сами формулируют проблему, определяют предположения для решения проблемы, формулируют гипотезу и цель исследования.

После самостоятельной работы участников результаты проверяются по слайду.

Слайд:

Проблема: мы не можем определить, к каким растениям принадлежат эти листья.

Предполагаемые признаки: цвет, форма, размер, край листа, количество листовых пластинок, расположение листовых пластинок на листе, количество лучей, простой лист или сложный, окраска.

Предположение: по выделенным признакам можно определить, к какому растению относятся листья, мы можем составить гипотезу.

Гипотеза: если мы узнаем отличительные признаки листьев, то сможем узнать, к какому растению нашего края они относятся.

Цель исследования: Опираясь на отличительные признаки листа, с помощью фотографий растений и атласа-определителя определить, к каким растениям относятся листья.

(Участники занятия определяют УУД и заполняют технологическую карту этого этапа занятия, пользуясь таблицей «Универсальные учебные действия»)

2. Работа творческих групп по определению УУД.

Просмотр участниками мастер-класса фрагмента занятия этапа исследования в группах.

Участники делятся на 4 группы для определения УУД.

1 группа — личностные;

2 группа – регулятивные;

3 группа – познавательные;

4 группа – коммуникативные.

После просмотра группы определяют УУД этого этапа занятия, пользуясь таблицей УУД.

Проверка по образцу на слайде.

а) Исследование в малых группах. Этот фрагмент занятия будет показан в презентации.

Каждой группе предлагается следующий материал:

-инструкционная карта;

-набор листьев;

-фотографии растений;

-листы белой бумаги, клей, фломастеры;

— памятки «Помощник ответа» и «Как работать в группе»;

-таблица «Отличительные признаки листьев у растений нашего края».

Детям необходимо:

-провести сортировку листьев, используя их внешние особенности;

-используя фотографии растений, выяснить, к каким деревьям они относятся;

-наклеить листья на листы бумаги и подписать, с какого они дерева или кустарника.

(Обращается внимание на порядок выполнения работы и план исследования)

Инструкционная карта (план).

1.Разложите листья на столе.

2.Сравните листья по внешним признакам, которые мы определили.

3.Используя фотографии, определите, к какому дереву или кустарнику они относятся.

4.Наклейте листочки на бумагу и подпишите названия растений.

5.Подготовьте план ответа (отчета о работе группы).

(Для отчета выданы конверты «Помощник ответа», в них находятся листы бумаги с незавершенными предложениями, которые являются началом ответа по исследованию.)

(продолжение заполнение карты участниками)

б) Обмен информацией, отчет групп, обобщение.

Все данные фиксируются в общей таблице.

Название растения Определяющие признаки листьев Особенности отличительных признаков
1.2.

в).Подведение итогов работы групп

Рефлексия.

Обобщение и подведение итога мастер — класса. Ответы не вопросы:

Что Вы ожидали от посещения мастер — класса?

Какова была цель посещения мастер-класса?

Заключение.

Очень приятно, что моими единомышленниками в реализации системы деятельности творческой мастерской стали родители учащихся и педагоги нашей школы, которые готовы формировать творческую личность ученика, настоящего гражданина и патриота своего Отечества. Созданная мной творческая мастерская «Моя малая Родина» стал важной частью жизни детей и родителей. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации, проекты, исследовательские работы. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители. Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее.

— Свое общение с вами я хочу закончить притчей: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» — то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках».

— Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.