Конкурс муниципальных органов управления образования «Инноватика в образовании»

Жюри оценивания проектов данного конкурса было представлено следующими кандидатурами:

Председатель: Шибанова Н.М., заместитель министра – начальник Управления общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.

Секретарь: Титова Е.Г., директор Центра сопровождения введения профессиональных стандартов ИРО Забайкальского края

Эксперты:

Сушков В.И., начальник Управления лицензирования, государственной аккредитации, надзора и контроля Минобразования Забайкальского края;

Дамбаева Б.Б., ректор ИРО Забайкальского края, к.п.н.;

Рабданова Л.Р., ректор АИПКРСС Забайкальского края;

Тогонова Л.А., консультант отдела общего, специального образования Управления общего образования и воспитания Минобразования Забайкальского края;

Окунева Н.И., председатель Забайкальской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ;

Скиданова Л.А., заместитель председателя Ассоциации физических и юридических лиц «Забайкальский краевой Попечительский Совет в сфере образования».

На презентации конкурсных мероприятий присутствовало более 40 человек.

По результатам заочного этапа к очному туру были допущены по 8 проектов в каждой номинации из 11 муниципалитетов. Не приняли участие в конкурсной программе 2 района из допущенных к защите (Нерчинско-Заводский и Калгинский). Последовательность выступлений была определена жеребьевкой среди участников.

Номинация «Социально-значимые проекты»

Первым проект «Содружество наставников» (городской округ «Город Чита) представил Г.И. Зимирев, главный специалист Комитета образования. Проект разработан для решения значимой для системы образования города Читы проблемы: оказания помощи молодым педагогам в профессиональном росте, преодоления трудностей в освоении профессии и, как следствие, закрепления выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях. Несмотря на то, что идея наставничества не нова в образовательной деятельности, создавшийся разрыв между поколениями педагогов, постоянное сокращение количества молодых специалистов в школах делают актуальным развитие института наставников и их объединение на муниципальном уровне. Реализация проекта позволит сформировать эффективную практику деятельности педагогов-наставников, правовое регулирование и механизмы стимулирования их деятельности.

Начальник Управления образования администрации муниципального района «Нерчинский район» Наталья Валерьевна Ораева отметила, что в основе разработки проекта «Спортивно-туристско-краеведческий центр» лежит потребность в разрешении противоречия между тем, что, с одной стороны, есть опыт отдельных образовательных организаций, материальная база муниципальной системы образования, уникальность природы и интереснейшая история, с другой стороны — неудовлетворенная потребность обучающихся в спортивно-туристической деятельности и необходимость в активизации родителей как полноправных участников образовательной деятельности, формирования их субъектной позиции. Вопросы экспертов позволили определить как моменты, нуждающиеся в дополнительной проработке (определение точек взаимодействия с органами местного самоуправления, освещения реализации проекта в СМИ, интернет-пространстве), так и направления развития всего проекта.

Проект Красночикойского района «Творческий смотр образовательных учреждений «Крепка семья – крепка держава» представила специалист муниципального Управления образованием Смородникова Светлана Викторовна. Это – один из проектов, которые реализуются в муниципальной системе образования Красночикойского района уже на протяжении 8 лет при активном участии не только педагогов и учащихся, но и родителей, общественности при межведомственном взаимодействии представителей всей социальной сферы. Цели проекта носят ценностный характер, и, по словам экспертов, очень важно четко представлять социальные эффекты от его реализации и определить критерии оценки его результативности, что позволит перевести мероприятия проекта в событийный формат.

Команда Могойтуйского района из трех человек, включая представителя некоммерческой организации, показала, как реализация предыдущего проекта «Инновационный комплекс муниципальной системы образования Могойтуйского района» позволила определиться с направлением нового проекта – «Поддержка и развитие социально-ориентированных некоммерческих организаций как ресурс эффективной реализации муниципальных программ». Развитие созданного инновационного комплекса в системе образования нуждается в поддержке некоммерческих организаций, чья деятельность в этом случае приобретает социально-ориентированный характер и позволяет рассчитывать на поддержку со стороны государства. В реализации большинства муниципальных программ в интересах детей и молодежи заложен механизм социального партнерства СО НКО с образовательными организациями. В развитии спортивной направленности взаимодействие со спортивным клубом «Илалта» (с. Ага-Хангил) позволило не только повысить спортивные достижения учащихся, но и создать дополнительные рабочие места.

Еще один проект «Образовательные инициативы как средство повышения инвестиционной привлекательности сельской территории муниципального района «Агинский район» предполагает реализацию целевых проектов с привлечением ресурсов местного сообщества, социальных партнеров, реального сектора экономики. Уже ставший традиционным ежегодный образовательный форум стал механизмом привлечения инвесторов для реализации проектов образовательных организаций. Образовательные инициативы становятся ресурсом повышения инвестиционной привлекательности, если соответствуют ряду требований:

  • решают актуальные социальные проблемы, направленные на повышение качества жизни населения;

  • консолидируют гражданское общество;

  • привлекают социальных партнеров (как внутренних, так и внешних) для решения социальных проблем;

  • имеют пролонгированное действие и последствия с точки зрения социокультурной эффективности.

Особенностью данного проекта является ориентированность на конкретные результаты всех участников образовательной деятельности.

Последним в данной номинации стал проект Комитета образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» — «Спешите делать добро». Разработчики определили цель проекта как повышение социальной активности учащихся и вовлечение их в социально-значимую деятельность. Уже несколько лет в районе проводятся социально-значимые мероприятия по направлениям: массовые социальные акции, направленные на сохранение окружающей среды, патриотическое воспитание, профилактику правонарушений, пропаганду толерантности, милосердия, здорового образа жизни; шефство над воспитанниками детских садов; социальное патронирование пожилых людей; экологическая защита (организация общественных работ по озеленению территорий, высадке цветов, очистке территории поселения от мусора); благоустройство территории (организация общественных работ по обустройству площадок, установке малых архитектурных форм); организация внеурочной спортивной, творческой занятости детей, в которых активное участие принимают не только дети, но и их родители. В данную деятельность постепенно вовлекаются и социальные партнеры.

Номинация «Инновационные проекты»

Конкурсную программу в данной номинации открыл проект объединения муниципальных районов Агинского Бурятского округа «Технологии управления развитием и проектированием межмуниципальной системой образования: сессия стратегического сценирования, форсайт-навигация», целью которого определили разработку модели управления опережающим развитием межмуниципальной системы образования, в основу которой положен технологический пакет инновационных методик управления. Разработчиками определены не только результаты-продукты в виде нормативных актов, дорожных карт, критериев обоснования опережающего развития, технологических пакетов управления, но и результаты-эффекты. Реализация проекта приведет к изменениям в управлении муниципальными образовательными системами через формирование проектных школьных команд по сценированию развития, проектированию, определению реальных результатов.

Меньший по масштабу проектируемых инноваций, но не ставший от этого менее значимым стал представленный Управлением образования администрации муниципального района «Красночикойский район» проект по грантовой поддержке главы муниципального района лучших педагогов с целью повышения значимости педагогической деятельности, а через нее и качества образования в целом. Гранты выделяются по нескольким номинациям, отбор претендентов осуществляется по ряду критериев. Несмотря на то, что проект проходит стадию активной реализации, в него вносятся изменения и дополнения как по перечню номинация для грантов, так и критериям отбора.

На развитие педагогического корпуса направлен инновационный проект Нерчинского района «Нерчинский педагогический союз», который представила заведующая РМК Управления образованием администрации муниципального района «Нерчинский район» Г.И. Казакова. Сложившиеся условия требуют поиска новых форм и технологий организации методической работы. Ограниченные ресурсы районных методических служб делают необходимыми более активное использование творческого и профессионального потенциала лучших педагогов района, организацию профессионального взаимодействия между педагогами. На данном этапе организационно оформилось профессиональное сообщество педагогов Нерчинского района, принято Положение о «Нерчинском педагогическом союзе», сформировалась модель его деятельности с определением основных направлений.

Могойтуйский район представил на конкурс проект по созданию муниципальной модели открытого сетевого пространства дошкольного образования ВКЦ «ИСТОК». Цель проекта определена в 3 слоях: для непосредственных участников образовательной деятельности, в управлении и инновационной составляющей. В данную деятельность включаются семьи с детьми, которые по разным причинам не посещают дошкольные учреждения (ранний возраст, проживание в местности, территориально удаленной от ДОУ, отклонения в развитии, социальное и материальное состояние семей и т.д.). Механизмы взаимодействия с родителями весьма разнообразны — как традиционные, так и использующие современные цифровые технологии. Данный проект отвечает современным вызовам со стороны общества и образования, выравнивая стартовые возможности детей перед поступлением в школу.

Проект по теме «Проектные векторы работы с основными участниками образовательных отношений: перспективное планирование развития муниципальной системы образования» был разработан и реализуется в Агинском районе. Длительная и целенаправленная деятельность по развитию муниципальной системы образования через реализацию комплексных проектов с участием администрации, социальных партнеров, местных сообществ потребовала вывода процессов планирования ее развития на принципиально новый уровень целеполагания через интеграцию реализуемых проектов по воздействию на участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) с учетом их потребностей и запросов. На данном этапе его реализации осуществляется консолидация усилий органов местного самоуправления и углубление проработанности реализуемых проектов.

Проблемы повышения качества образования легли в основу разработки проектов сразу двух муниципальных районов: Оловяннинского и Шилкинского. Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район» вынес на экспертную оценку проект «Управление развитием муниципальной системы образования на основе кластерного подхода». Опыт деятельности органа управления образованием позволил определиться с теоретическим основами кластерного подхода. Осуществить анализ состояния образовательной системы, на основании которого были выделены три группы школ: школы с устойчиво высокими результатами и наиболее благоприятным социальным фоном, школы с низкими результатами и школы, живущие в сложных социальных условиях. Это позволит адресно подходить к планированию деятельности с каждой из групп. Такой подход сделает возможным более эффективное использование возможностей муниципальной образовательной системы, в частности, школ, стабильно показывающих высокие результаты, а адресность оказываемой помощи в организации образовательной деятельности, создании условий для компенсации имеющихся дефицитов в школах из остальных кластеров позволит последним перейти в статус резильентных.

Несколько иной подход к решению проблемы повышения качества образования предложен в проекте Шилкинского района «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях муниципального района «Шилкинский район» на 2017–2020 годы». В его основу положена идея сетевого взаимодействия образовательных организаций, которое позволит восполнить недостатки в развитии и нивелировать риски.

Немаловажная проблема, на решение которой направлен проект Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» «Лидер образования – 2020 – Подготовка управленческого резерва для муниципальной системы образования», была озвучена в выступлении главного специалиста Комитета Г.И Зимирева. Большая сменяемость руководителей, пенсионный и предпенсионный возраст не позволяют эффективно управлять образовательной организацией. Цель проекта – обеспечение устойчивого развития муниципальных образовательных учреждений, муниципальной системы образования г. Читы. Несмотря на то, что подобный проект уже реализовывался на территории г. Читы, научная новизна проекта заключается в сочетании акмеологического и социотехнического личностно-ориентированного подхода в рекрутировании и подготовке управленческих кадров для муниципальной системы образования.

Таким образом, на очном этапе конкурса были заслушаны 14 проектов по 2 номинациям. Победители по каждой из номинаций будут объявлены и награждены на закрытии форума 15 декабря 2017 г.

Общее мнение экспертов высказала председатель конкурсной комиссии Н.М. Шибанова. Все проекты отличаются, в том числе, масштабностью проектных замыслов, уровнем научной обоснованности и инновации. Возможно, при организации будущих конкурсов следует учитывать этот факт и разделять конкурсантов и по этому критерию. При разработке представляемых проектов необходимо более тщательно продумывать планируемые результаты и эффекты с инструментарием оценки их достижения и общей эффективности проекта. Практически во всех проектах отсутствует анализ необходимых финансовых средств и направлений их расходования (бизнес-планирование). Важно не представлять отчеты о проделанной работе, а показать видение проектируемого будущего, ведь не случайно в нескольких проектах оборот «опережающее развитие» прозвучал как тренд. Ректор ИРО Забайкальского края Б.Б. Дамбаева согласилась с замечаниями Н.М. Шибановой и продолжила, что независимо от масштабов проектов (системные или локальные) необходимо видеть их место в развитии системы образования, более тщательно подходить к разработке количественных и качественных показателей и критериев результативности проектов.