Номинации «Инженерно-техническое творчество детей», «Познаем мир»

В современном мире мы уже не представляем свою жизнь без техники. Роботы, гаджеты, мобильные приложения, не говоря уже о компьютерах, постоянно окружают нас. Инженерному образованию и техническому творчеству уделяется все больше внимания. Особая роль отводится техническому моделированию и конструированию, под которыми принято понимать создание обучающимися макетов и действующих моделей автомобилей, судов, самолетов, ракет, военной техники по чертежам, эскизам, образцам и описаниям. В номинации «Инженерно-техническое творчество детей» было представлено 6 проектов. Работы всех номинантов без исключения вызвали живой интерес у экспертов и всех присутствующих.

Проект «Организация детского объединения «РОБОТЁНОК» (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», учитель технологии Иванова И.А.) направлен на практическое изучение современных технологий с помощью конструирования и программирования автономных робототехнических систем, их применение в нашей жизни, развитие технического творчества, личностные и метапредметные достижения, занятость детей группы «риска» и высокомотивированных обучающихся.

Программу работы с одаренными детьми «Техно-мир» представила Б.В. Цыбжитова, учитель начальных классов МОУ «Судунтуйская СОШ». Цель программы: модернизация образовательной среды. В школе в соответствии с Программой организовано 2 центра: робототехники и радиоинформационный центр «Эхо Судунтуя» (редакция школьной газеты, студия школьного ТВ, информационная зона). К реализации привлекли социальных партнеров, в т.ч. родителей с техническим образованием. Внимание экспертов привлекла разработка «Умный дом», когда обучающиеся 6-11 лет получают первичные знания и навыки строительства основ дома, начиная с фундамента, решения проблем ресурсосбережения, использования фотоэлементов. 

С интересом эксперты и присутствующие ознакомились с программой технической направленности «Судомоделирование» педагога дополнительного образования МБУДО «Станция юных техников № 2» г. Читы С.И. Лазарева. Развитие технического творчества, формирование умений и навыков работы со сложными техническими устройствами, инструментами, умение работать в команде, хорошее знание основ физики, химии, электромеханики, проблемы ресурсного обеспечения такого затратного вида технического творчества, как судомоделирование, было в центре выступления С.Лазарева.

Дополнительная общеразвивающая программа «Технорята» является первой ступенью обучения в системе образования ГУ ДО «Центр детско-юношеского технического творчества» Забайкальского края. Ее представили педагоги дополнительного образования В.В.Гарбузова и Н.А. Старицына. Содержание программы строится по принципу вариативности, преемственности с последующими уровнями образования и способствует выявлению ребят с выраженными техническими способностями. Некоторые разделы Программы адаптированы для детей с ОВЗ. Реализация программы «Технорята» предусматривает входной, текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. В целях более качественной реализации программы педагоги прошли КПК в Московском открытом институте.

Учителя начальных классов И.В. Баранова и В.В. Никитина МОУ «Могойтуйская СОШ № 1 им. В.Р. Гласко» презентовали дополнительную общеобразовательную программу технической направленности «Мастерская КиТ: Конструируем и Творим!». Педагоги говорили не только о формировании общих, но и технических интересов у детей разного возраста, умении нестандартно мыслить, применении современных образовательных технологий, социализации обучающихся, развитии деловых связей с ЗАБИИЖТ, ЗабГУ, Малой железной дорогой.

В рамках реализации проекта «Радиотехнический фестиваль» авторы проекта и школьники 9Б Андрей Сыромятников и Ринчин Банзаргашиев МОУ «Агинская СОШ № 3» представили экспертам и присутствующим практические результаты деятельности «Студии юных исследователей физики» (руководитель Б.Б.Аюров): usbhab, индикатор зарядки аккумулятора к авто (с цветовой гаммой), сигнальное устройство для определения степени замерзания жидкости в авто, электрический пробник порыва проводов, альтернативный источник энергии, портативное устройство: точилку для сенокосилок, цепей бензопилы. Школьники под аплодисменты продемонстрировали ультразвуковую настройку на тросточку для слабовидящих и слепых людей (для определения препятствий на пути) и индикатор наличия корреспонденции в почтовом ящике (для пожилых людей). Эксперты даже посоветовали коллегам запатентовать представленные приборы, т.к. все они имеют практическую направленность и социальную значимость в жизни общества. В дальнейшем по программе в планах кружковцев модернизация школьного звонка. По мнению экспертов, все участники проекта, подготовленного Б. Аюровым, активные субъекты своей деятельности, а привлечение ученых, специалистов-инженеров к деятельности Студии способствовало приобретению у школьников дополнительных знаний, умений и навыков в техническом моделировании и конструировании.

Как отметили эксперты А.Сажин и Н. Спандерашвили, актуальность формирования инженерного мышления у обучающихся, развитие технического творчества необходимый, безусловно, позитивный тренд в образовании, реализация которого позволит привести в движение механизм формирования инженерных кадров, способных решать масштабные задачи развития экономики родного края, России. Выявление, обмен и распространение лучших образовательных практик в системе общего и дополнительного образования будут способствовать повышению эффективности деятельности образовательных организаций, стимулировать познавательный интерес, совершенствование исследовательских и творческих возможностей детей и подростков, их социализации.

По итогам конкурса номинации «Инженерно-техническое творчество детей» определены победители.

Первое место присуждено Б.Б. Аюрову (МОУ «Агинская СОШ № 3») – проект «Радиотехнический фестиваль (RTF)»;

Второе место – И.В. Баранова, В.В. Никитина (МОУ «Могойтуйская СОШ № 3 им. В.Р. Гласко») – программа «Мастерская КиТ: Конструируем и Творим!»;

Третье место – Н.А.Старицына, В.В. Гарбузова (ГУ ДО «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края») – программа «Технорята».

В номинации «Познаем мир» (программы экологической, туристско-краеведческой, исследовательской направленности ) победителями стали:

первое место: В.И. Жарихина (МОУ «Красночикойская СОШ № 2») – авторский проект «Школьный заказник «Башмачковая роща»»;

второе место: О.Н. Дыкина (МБУДО «Детский оздоровительно-образовательный Центр детско-юношеского туризма и краеведения») – дополнительная образовательная программа «Моя Чита»;

третье место: А.С. Кычикова (МБОУ Зоргольская СОШ с кадетскими классами им. Н. Губина) – проект социализации детей с ОВЗ и детей из неблагополучных семей «По ступенькам добра»

В завершение председатель конкурсного жюри И. Карпова, гл. специалист-эксперт Минобразования Забайкальского края, поблагодарила всех конкурсантов за участие, выразила надежду на дальнейшее сотрудничество между образовательными организациями края, вручила дипломы и сертификаты победителям.

И.П. Капустина, ст. методист Центра
сопровождения введения профстандартов
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»