Номинация «Инновационные проекты педагогов (авторских коллективов) организаций специального (коррекционного) образования»

В рамках Забайкальского образовательного форума 14 декабря 2017 года проходил очный этап краевого конкурса авторских проектов педагогов дошкольного, общего, профессионального образования. К очному участию в номинации «Инновационные проекты педагогов (авторских коллективов) организаций специального (коррекционного) образования» было допущено восемь работ.

В состав экспертной группы вошли: Ли С.М., директор ГОУ ЦПМСС «ДАР»; Портнова Л.К., канд. психол. н., зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края; Швец И.Г., начальник отдела контроля и надзора Минобразования Забайкальского края; Шафоростова Н.А., главный специалист-эксперт отдела общего, специального образования Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края; Зволейко Е.В., докт. пед. н.; зав. кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики ЗабГУ; Мысникова Э.А., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края; Батоболотова А.Д., ст. преподаватель Агинского института повышения квалификации.

Работа началась с жеребьевки участников и приветственного обращения к присутствующим председателя экспертной группы Ли С.М.

Представленные проекты участников номинации затрагивали актуальные вопросы организации образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Никитюк Е.Д., педагог ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат», представила проект «Ладошки». Докладчик рассказала об организации театральной деятельности с обучающимися с нарушениями развития.

Среди всех участников выделилась многочисленная команда педагогов МБОУ СОШ № 19 г. Читы с презентацией проекта «Школа, открытая для всех».

Интерес присутствующих вызвало выступление ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» в лице директора Перфильевой Е.А., заместителя директора по УР Жеребцовой О.А., учителя-логопеда Карпенко Л.П. Педагоги представляли проект «Специальная олимпиада для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Черновского административного района городского округа «Город Чита» Забайкальского края под названием – «На крыльях спорта – в будущее».

Казанцева Т.В., Прудникова Ю.Н. из ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» представляли проект «Организация предметно-пространственной среды в школе-интернате, осуществляющей обучение слабовидящих обучающихся».

Курапова Т.Ю., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 6 г. Читы, защищала проект «Родительский клуб как одна из форм психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы».

В проекте логопеда Миромановой Н.В. была затронута неоднозначно понимаемая проблема коррекции речевых нарушений с помощью ДЭНС (динамической электронейростимуляции).

ГОУ «Урульгинская специальная (коррекционная) школа-интернат» в лице докладчика Meccapoвич Н.Н. представляла образовательную программу «Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у школьников с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) в школе-интернате».

Завершила выступления Сурнина Н.В. (ГОУ «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат»). Проект постинтернатной социальной адаптации и реабилитации выпускников школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и программа социализации воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе групп-семей с крестьянским подворьем вызвали большой интерес присутствующих.

Выступления участников жюри оценивало по следующим критериям:

− соответствие направлениям модернизации региональной системы образования;
− актуальность и уникальность проекта;
− новизна предлагаемых решений;
− преимущества проекта по сравнению с другими аналогами;
− обеспечение высокого качества образовательных услуг;
− четкость формулировки целей, задач проекта, умение выделить проблему и обосновать ее актуальность;
− логичность и доступность изложения, речевая и презентационная культура, способность вызвать интерес у аудитории, аргументированность, эрудиция докладчика;
− полнота ответов, убедительность аргументов, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать.
По единогласно принятому решению бригады экспертов первое место присуждено ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» за разработку проекта «Специальная олимпиада для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Черновского административного района городского округа «Город Чита» Забайкальского края под названием «На крыльях спорта – в будущее».

Второе место присуждено за разработку проекта МБОУ СОШ № 19 г. Читы «Школа, открытая для всех».

Третье место присуждено ГОУ «Хохотуйская специальная (коррекционная) школа-интернат» за разработку проекта постинтернатной социальной адаптации и реабилитации выпускников школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программы социализации воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе групп-семей с крестьянским подворьем.

Все призеры были награждены грамотами и подарочными сертификатами.

Прозвучали мнения членов экспертной группы. Экспертами было отмечено, что в докладах отсутствуют четко выделенные критерии инновационности и уникальности, что участники не дифференцируют понятия «инновационность» и «эффективность», а в рубрике «Ожидаемые результаты» явно недостаточно конкретных формулировок.

Также прозвучали слова благодарности участникам за интересные работы и пожелание продолжать разработку проектов такой актуальной в современной образовательной политике РФ темы.

Аналитик: Мысникова Э.А., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края.