ЗОФ 2016 завершился панельной дискуссией «Модернизация содержания и технологий общего образования: векторы развития, проектные решения и точки роста»

Забайкальский образовательный форум – 2016 завершился панельной дискуссией «Модернизация содержания и технологий общего образования: векторы развития, проектные решения и точки роста» в рамках реализации мероприятий ФЦПРО по направлению 2.4. «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепции модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений», которую вела Б.Б.Дамбаева, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н.

Ректор отметила, что образовательный форум стал платформой для обсуждения и определения траектории образования по направлению региональной государственной политики в сфере образования, в т.ч. внедрения типовой модели учительского роста в Забайкальском крае. В рамках форума работало несколько презентационных площадок, где педагогами края широко были представлены публичные презентации лучших образовательных практик содержания и технологий общего образования. Данные практики определяются как инновационный опыт деятельности лучших школ Забайкалья, профессиональных объединений педагогов по актуальным направлениям модернизации общего образования в соответствии с реализацией ФГОС, включая реализацию новых концепций образовательных областей, использование специализированной информационной системы, разработку системы независимой оценки качества образования, создание школьных информационно-библиотечных центров.

В системе дополнительного профессионального образования одной из результативных практик является организация обучения на персонифицированной основе с учетом потребностей слушателей курсов повышения квалификации. В крае в сетевом сообществе действуют ассоциации учителей математики, информатики и физики «МИФ», истории и обществознания, географии, технологии, начальных классов, дошкольного образования, педагогов-библиотекарей. Формируется региональный банк лучших практик. Определена единая платформа – образовательный портал Забайкальского края (zabedu.ru). Б.Б.Дамбаева пригласила участников панельной дискуссии к активному обсуждению актуальных вопросов модернизации общего образования.

Продолжила дискуссию Б.Б.Будаева, ректор ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», к.п.н., по вопросам формирования и развития современной образовательной среды, введения в образовательную деятельность специальных образовательных событий, формирования технологических пакетов для их активного тиражирования. Предложено рассмотреть образовательное событие как инструментарий оценки универсальных учебных действий, как фактор формирования образовательной среды. Б.Б.Будаева отметила, что в крае внедряются новые модельные практики модернизации технологии и содержания общего образования, но этот процесс носит адресный (не массовый) характер. Такая форма общения в регионе практикуется с 2010 года, используется специалистами Открытого института «Развивающее образование», преподавателями ВУЗов России.

В это же время О.Н.Дамдинжапова, заместитель директора МОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», вступив в дискуссию, отметила, что действительно педагоги окружной гимназии-интерната имеют положительный опыт в реализации данного направления, но убеждены, что событийный формат должен стать личностно значимым для его участников, в противном случае, это – мероприятие.

Директор МАОУ Целиннинская СОШ О.А.Ольховская продолжила обсуждение, подняв вопрос о необходимости организации курсов повышения квалификации в разных форматах, в т.ч. с использованием дистанционных технологий в целях оптимизации использования рабочего времени педагога, сокращения командировочных расходов, отметив, что такой опыт получил широкое распространение в других территориях России.

И.А.Грешилова, проректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.ф.н. озвучила новый взгляд на современные подходы к повышению квалификации, формированию содержания и применения гибких форм организации курсов повышения квалификации, в том числе в дистанционной форме, организацию методической работы. В связи с этим необходимо систематизировать направления деятельности образовательных организаций, развивать формы сетевого общения, профессиональных компетенций. Отмечена высокая публикационная активность работников системы образования. Для обсуждения был выдвинут тезис: «Какой педагог нужен: исполнитель, деятель, творец». Активное участие в обсуждении данного тезиса приняли С.З.Кимова, заведующая кафедрой педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», М.Г.Бердашевская, учитель русского языка и литературы МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г.Читы, преподаватели С.А. Ульзутуева, Е.Б.Медникова, директор МАОУ Целининской СОШ О.А.Ольховская, директор МБОУ СОШ №10 г.Краснокаменска Девяткина О.В. Присутствующие согласились с доводом выступающих о том, что особое значение имеют личность учителя, который является ведущим фактором обучения, его профессионализм, высокий уровень педагогической культуры. Мотивация к постоянному совершенствованию образовательной деятельности, профессионального мастерства педагогов является залогом успеха и решения задач, стоящих перед системой образования. Учитель должен быть не только исполнителем, но и деятелем, и творцом.

Ц.Д.Дугарова продолжила разговор об инновационных технологиях. Инновационный технологический пакет является тем форматом, в котором формируется умение интерпретировать, проектировать, составлять, созидать, т.е. набором образовательных технологий, позволяющим решать образовательные задачи нового поколения, в т.ч. и с применением информационных ресурсов.

Л.И.Казакова, проректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», директор Центра информационных технологий образования и дистанционного обучения, отметила, что необходимо в условиях модернизации общего образования систематически использовать информационные ресурсы, повышать ИКТ-компетентность. Л.И.Казакову поддержали Б.Б.Дамбаева, Е.Б. Медникова, а также М.П.Будина, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №18 с.Харагун Хилокского района, рассматривая информационно-библиотечные ресурсы как необходимое условие развития общего образования, главный ресурс внедрения ФГОС, доступности информационного массива для обучающихся и в то же время подчеркнули значительную роль книги в достижении качества планируемых результатов образовательной деятельности.

Очередной дискуссионной точкой стало обсуждение внедрения ФГОС для детей с ОВЗ, формирование доступной среды, инклюзивного образования, проблемы готовности педагогов обучать детей с особыми образовательными потребностями. О.П.Куприянова, ст.преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», отметила, что практически 9% педагогов не готовы к реализации ФГОС (по результатам опроса слушателей курсов повышения квалификации). Вновь активно присоединились к обсуждению О.А.Ольховская, О.В.Девяткина, ст.преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», отметила, что образовательные организации под их руководством являются региональными стажировочными площадками по вопросам внедрения ФГОС для детей с ОВЗ. Они высказали мысль о том, что учитель не должен оставаться один на один с подобной проблемой, в образовательной организации должна быть команда учителей, служба психолого-педагогического сопровождения. Необходимо сообща готовить специалистов в этой области, повышать собственную квалификацию, продолжать общение педагогического сообщества в разных форматах.

После подведения итогов в различных форматах панельной дискуссии состоялось награждение победителей региональных конкурсов.

Капустина И.П., ст.методист кафедры образовательного менеджмента ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»