Очный этап краевого конкурса «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды» в рамках Забайкальского образовательного форума открыла и обратилась к участникам с приветственным словом Л.А. Тогонова, консультант отдела общего и специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Из 13 конкурсных работ, представленных на заочный этап, было допущено к презентации 8 образовательных организаций: 3 дошкольных образовательных организаций, 5 общеобразовательных школ.
Экспертная группа бала представлена в следующем составе:
- Тогонова Л. А., консультант отдела общего и специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, председатель экспертной группы;
- Матафонова О.И., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»; заместитель председателя;
- Девяткина Т.А., ст. преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края;
- Степанова Н.В., ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н, секретарь;
- Батоболотова А. Д., ст. преподаватель ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края».
В номинации «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды общеобразовательных школ» Тюменцева Е.А., зам. директора по УВР муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Читы представила проект «Здоровое поколение». В её выступлении особое внимание было уделено созданию доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Хочется отметить, что эта образовательная организация участвует в этом конкурсе не в первый раз. В презентации была продемонстрирована модель оптимизации здоровьесберегающей среды в соответствии с положением конкурса. Экспертами было отмечено, что недостаточно полно была представлена динамика изменений за прошедший период после конкурса в 2015 г.
Вниманию присутствующих Бабужапова Н.Б., зам. директора по НМР Муниципального образовательного учреждения «Орловская средняя общеобразовательная школа» Агинского района представила авторский опыт, заслуживающий внимания. В образовательной организации улучшены условия школьного питания в соответствии с современными требованиями: имеется собственная столовая и зал для приема пищи на 66 посадочных мест в соответствии с нормативами СанПин. Имеется административный регламент школьного питания. За последние 2 года установлено современное технологическое оборудование (жарочный шкаф, электросковорода, электромясорубка, пароварка), бытовая техника, специализированные цеха, комната отдыха для работников столовой. В школе обновлена современная система физического воспитания как в содержательном, так и в технологическом планах. Реализуется проект «Спортизация образовательного процесса: новые векторы развития». Разработаны механизмы внедрения инновационных технологий в практику физического воспитания; при этом учтены необходимые условия – наличие спортивного и теннисного залов, пришкольной спортивной площадки, школьная столовая и педагогические кадры. Созданы условия для дополнительного часа занятий физкультурой в 5-6 классах, для сдачи нормативов ГТО учащимися. Согласно приказу №186/272 школьной медицинской сестрой осуществляется медицинский контроль за проведением уроков физкультуры. В школе складывается взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и с родительской общественностью. Программа «Семейное многоборье» способствует активизации сотрудничества семьи и школы через Спартианские игры, а также содействует гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся. В образовательном учреждении медицинское обслуживание соответствует современным требованиям СанПина. Медицинский кабинет оснащен новым необходимым оборудованием. Мониторинг здоровья учащихся показывает положительную динамику. Совместно с центром «Ариадна» оказывается психологическая помощь обучающимся. Реализация программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программы «Разговор о правильном питании» соответствует требованиям ФГОС.
Вавилова Л.Г., директор средней общеобразовательной школы № 92, г. Могочи представила модель оптимизации здоровьесберегающей среды муниципального образовательного учреждения. Изучив опыт некоторых школ России, Забайкальского края, педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что необходимо начинать с самообследования готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов. В выступлении были обозначены блоки самообследования: оценивание управленческой деятельности; оценивание здоровьесберегающего потенциала образовательного процесса; оценивание воспитательного процесса в школе; оценивание коммуникативной культуры в школе; оценивание работы школы по проблеме профессионального здоровья педагога. В презентации недостаточно чётко была представлена доказательная база модельной практики оптимизации предметно-пространственной среды школы (улучшения, обновления, трансформации в соответствии с современными требованиями).
Мироманова Н.В., учитель-логопед, Гусева Е.С., учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Молодежнинская средняя общеобразовательная школа» Приаргунского района, представили вниманию модель здоровьесберегающей среды, отметив, что школа является краевой экспериментальной площадкой в Забайкальском крае с 2004 г. года по теме «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста сельской общеобразовательной школы как фактор повышения качества их образовательных результатов». В 2009 г. тема школа стала работать по теме «Реализация здоровьесберегающей деятельности как фактор компенсации проблем в образовательном учреждении».
В результате проводимой экспериментальной работы на базе начальной школы был создан оздоровительный центр, который в 2011 получил статус муниципального ресурсного центра по здоровьесберегающей деятельности, на базе которого проводятся различные районные мероприятия (семинары, единые методические дни, конференции).
Положительные результаты ОЭР показали прямую зависимость качества образовательных результатов от уровня здоровья учащихся, над развитием которого работали педагоги и специалисты ресурсного центра. Деятельность ресурсного центра распространяется на все образовательные учреждения Приаргунского района.
В презентации по всем блокам была представлена доказательная база, отражена динамика качества изменений за календарный 2016 год в направлениях «Питание», «Физическое воспитание», «Медицинское обслуживание»; «Психологическая помощь»; «Реализация программ формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Важно отметить наличие нормативно-правового регулирования оптимизации здоровьесберегающей среды: положение «О порядке пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта»; положение «О Кабинете здоровья МБОУ Молодежнинской средней общеобразовательной школы»; положение «Об организации питания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Молодежнинская средняя общеобразовательная школа».
Необходимо отметить, что школа участвовала в конкурсе в 2015 г. На вопрос председателя экспертной группы о новых формах работы с родителями коллеги назвали «Меридиан здоровья», «Отражение». В презентации отражена эффективная модель оптимизации условий образовательной среды в соответствии с содержанием требований президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС НОО, ФГОС ООО и отдельных позиций, связанных с развитием здоровьесберегающей инфраструктуры.
Макарова Н.А., директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Засопка» Читинского района, в своём выступлении отметила, что в школе улучшены условия школьного питания, физического воспитания (приобретены волейбольные и баскетбольные мячи). Психолого-педагогическое сопровождение учащихся не представлено в презентации.
Из представленного опыта образовательных организаций были отмечены направления и механизмы оптимизации условий среды общеобразовательных школ.
В номинации «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды дошкольных образовательных организаций» эксперты в заключении отметили несоответствие представленных материалов положению о конкурсе. Были показаны отдельные методы, приёмы здоровьесберегающих технологий, причём некоторые фотографии были некорректными.
В своём выступлении Дашинимаева Т.Б., инструктор ФК, Зелепукина И.А., зам. зав. по УВР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17» г. Читы, отметили, что в учреждении организована работа ПМПК. По заключению специалистов, разрабатывается индивидуальный маршрут для каждого ребёнка с ОВЗ. Имеется пищеблок, который оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. В реализации программ «Будь здоров, как Максим Орлов!», «Разговор о правильном питании» для детей 6-7 лет задействованы воспитатели, специалисты организации.
Норжилова Л.П., заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения «Орловский детский сад «Солнышко» Агинского района, рассказала о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у детей.
Лысенко Ю.В., заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения «Бальзинский детский сад «Василёк» Дульдургинского района, обозначила деятельность учреждения в рамках реализации проекта «Здоровый малыш – будущее России».
Необходимо отметить, что дошкольным образовательным организациям Агинского и Дульдургинского районов не удалось продемонстрировать целесообразность оптимизации условий среды детских садов. Эксперты рекомендовали участникам конкурса готовить материалы в соответствии с положением о проведении краевого конкурса «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды».
На основании проведённой экспертизы в очном этапе краевого конкурса «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды» в рамках деловой программы Забайкальского образовательного форума определены результаты:
- в номинации «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды общеобразовательных школ» присудить:
- МБОУ «Молодёжнинская СОШ» Приаргунского района;
- МОУ «Орловская СОШ» Агинского района;
- МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.
- в номинации «Модели оптимизации здоровьесберегающей среды дошкольных образовательных организаций»:
- не присуждать;
- не присуждать;
- не присуждать;.
Девяткина Т.А., ст. преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Кутырева Е.Ю., методист кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» ИРО Забайкальского края