В конкурсе авторских проектов педагогов дополнительного образования детей, прошедшего в рамках Забайкальского образовательного форума 14 декабря 2017 года, из 17 заявленных проектов и программ было представлено 15: 7 авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и 8 авторских проектов по этнокультурному, художественно-эстетическому, декоративно-прикладному, эколого-краеведческому направлениям.
Формулирование целей проектов в основном у всех конкурсантов предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем (укрепление семейных ценностей, овладение вокальными данными, разработку эколого-краеведческого путеводителя, обучение технологии разных видов рукоделия, пропаганду русской песни за рубежом и др.) При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующей педагогической ситуации в соответствии с целью. Задачи в основном соотносятся с ожидаемыми результатами и продуктами.
Механизм реализации проектов представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с указанием сроков и ответственных. Мероприятия представлены в форме творческих мастерских, выставок, встреч, студий, клубов и т.д.
Вопросы экспертов касались:
- авторства проектов и программ;
- освоения детьми народных промыслов и народного творчества именно Забайкальского края;
- уровня освоения программ детьми;
- мониторинга отслеживания результатов;
- перспектив развития проектов.
Обозначены проблемы:
- научной обоснованности, проработанности предлагаемой инновации;
- реализации принципов мультикультурности;
- разработки финансово-экономического механизма для стимулирования инновационной деятельности педагогов.
Ценность представляют инновационные проекты, результатом которых являются:
- технологическая карта изготовления изделий;
- банк контрольно-измерительных материалов;
- публикации статей по проблематике проекта;
- методические рекомендации по реализации проекта и др.
Следует отметить, что большинство конкурсантов уделяют недостаточное внимание предполагаемым рискам проекта, к которым можно отнести низкую мотивацию детей и педагогов из-за роста нагрузки педагогов, включение в деятельность проектирования малой части учащихся ввиду их загруженности, привлечение небольшого числа родителей из-за отсутствия у них свободного времени и др.
В целом можно отметить, что инновационные проекты и образовательные программы были направлены на разработку и реализацию новых подходов к организации образовательно-воспитательного процесса. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
1. | МБОУ «Кункурская СОШ им. Героя Социалистического Труда Пурбуева Дашидондок Цыденовича» Агинского района | Амагаланова Цындыма Дармаевна, заместитель директора по УВР, учитель информатики | Авторский проект «Мой род – моя ценность» |
2. | МБУДО «Станция юных техников № 2» г. Читы | Золотухина Зоя Гавриловна, педагог дополнительного образования | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Модный дизайн» |
3. | МБУДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы | Станкевич Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования | Дополнительная общеразвивающая программа «От умения к мастерству» |
4. | ГУ «Заб. краевой Центр психолого — пед, медицинской и социальной помощи «Семья» | Михайлова
Светлана Сергеевна Снетова Надежда Николаевна Хоботова Ксения Алексеевна, |
Акция «Спасибо, мама, что ты есть!» |
5. | МУДО «Агинский Дом детского творчества» городского округа «Поселок Агинское» | Галсанова Балма Батомункуевна | Проект «Материнский язык — наше богатство» |
6. | МУДО «Агинский Дом детского творчества» городского округа «Поселок Агинское» | Бадмаева Мыдыгма Владимировна,
педагог дополнительного образования |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» 21 15 13 23 22 22 |
7. | МОУ «Агинская СОШ № 1» ГО «Поселок Агинское» | Доржипаланова Баирма Доржиевна, учитель технологии | Проект «Мода и дизайн» |
8. | МОУ «Судунтуйская СОШ» Агинского района | Аюрова Дарима Жаргаловна, учитель биологии и географии
Дагбаева Марина Артуровна учитель истории Цырендоржиева Марина Цыренешиевна, учитель математики |
Проект «Эколого-краеведческий путеводитель по достопримечательностям СП «Судунтуй» |
9. | МБУДО «Улётовская детская школа искусств» | Лещенко Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования |
Авторский проект «Семейная гостиная «Берегиня» |
10. | МБУДО «Дом творчества детей и взрослых» пгт. Приаргунск | Савина Лариса Павловна,
педагог дополнительного образования |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золушка» |
11. | МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества г. Читы» | Кислицына Алена Владимировна, педагог дополнительного образования | Программа «Народные традиции» на основе работы в ОА «Русская песня» |
12. | ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» | Овчеренко Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования | Проект «Русская песня не знает границ»
19 25 22 23 22 |
13. | МОУ «Южно-Аргалейская СОШ» Агинского района | Базаргуруева Аюна Галсановна, педагог-библиотекарь | Проект «Сохраним традиции» |
14. | |||
15. | МУДО «Сретенский Дом детского творчества» | Рубис Наталья Павловна, педагог дополнительного образования | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие волшебники» |
Аналитик: Дугарова Ц.Д., ст. преподаватель АИПК