14 декабря 2017 г. в рамках Забайкальского образовательного форума-2017 прошел очный этап конкурса авторских проектов педагогических работников «ИКТ в образовании». Место проведения — ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (Красной Звезды, 51а, ауд. № 5).
Цель данного конкурса: представление и популяризация опыта педагогических работников в разработке дидактического обеспечения к занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Экспертиза проектов осуществлялась по следующим критериям: использование разных приемов, разнообразие форм работы с ресурсами, использование инструментов, использование эффектов, оформление, отсутствие грамматических ошибок, компетентность, креативность, коммуникативность, соблюдение авторского права.
Председатель жюри Дашинимаева Цыцык Цыбенжаповна открыла работу презентационной площадки с приветствия и оглашения регламента работы. На площадке присутствовали работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений среднего и общего профессионального образования.
В двух номинациях конкурса: «Лучшая разработка с использованием ИКТ в сфере дошкольного образования» и «Лучшая разработка с использованием ИКТ в сфере начального общего образования» было представлено 19 проектов.
В первой половине дня были заслушаны и рассмотрены проекты в номинации «Лучшая разработка с использованием ИКТ в сфере начального общего образования».
Первой представила свой проект Соколова Татьяна Сергеевна, педагог МОУ СОШ с. Тарбагатай», с темой «Шире круг» (использование облачных технологий, Web 2.0). Татьяна Сергеевна отметила, что тема народов России проходит через все годы обучения, воспитания, развития в школе, поэтому она значима для младших школьников. Целью ее проекта стало создание условий для первоначального представления у первоклассников многонационального состава России. Педагог уверена, что данный проект поможет обучающимся сделать вывод, почему мы такие разные, что объединяет народы России, в чём мудрость народа, а также сподвигнуть к размышлению, в чём секрет согласия. На вопрос жюри «В чем особенность этого проекта?» Татьяна Сергеевна уверенно ответила, что этот проект не только объединяет детей разных областей и регионов России, но и является проектом, аналогов которому нет в Забайкальском крае.
Участник под номером 2, учитель начальных классов МБОУ Газимуро-Заводская СОШ, Резанова Светлана Александровна. Ее проект назывется «Персональный сайт учителя как эффективное средство для использования ИКТ в начальной школе». Светлана Александровна считает, что использование ИКТ на начальной ступени образования дает учителю возможность повысить мотивацию учащихся к познавательной деятельности, способствует формированию ИКТ-грамотности младшего школьника, оперативному обмену информацией с родителями учащихся. Она уверена, что развитие современных Интернет-сервисов позволяет самостоятельно создавать интерактивные задания к учебным занятиям, и формировать интерес к знаниям у детей. На все вопросы жюри, Светлана Александровна давала уверенные и исчерпывающие ответы.
Педагог МБОУ «СОШ № 10» г. Чита Попова Татьяна Андреевна и педагог Попова Светлана Валерьевна из МБОУ СОШ № 14» г. Чита, представили на конкурс проект с названием «Блог как инструмент эффективного взаимодействия участников образовательного процесса». Блог размещается на платформе Google. С использованием доступных функций, таких как Google формы и Google презентации, педагоги организовывают работу детей и родителей в сети интернет на безопасном уровне, блокируя нежелательную информацию на блоге. Сервисы Google фото позволяют просматривать фотографии и фотоальбомы только зарегистрированным пользователям, что создает достаточно комфортные условия пользования блогом. Педагоги, закончив свое выступление на позитивной ноте, призвали всех педагогов идти в ногу со временем.
Попова Татьяна Андреевна также представила свой проект под названием: «Дроби. 4 класс». С помощью интерактивной доски педагог продемонстрировала, как она работает с учениками 4 класса в очень интересной форме, с наглядными и красочными упражнениями. Программа ActivInspire позволяет детям с любимыми сказочными героями изучать математику. Графика программы очень удобная, а музыкальное сопровождение дает детям хорошую мотивацию к изучению материала и повышает интерес к предмету.
Следующей представила свой проект «Дистанционные уроки» педагог МБОУ «СОШ № 47» г. Чита Гончарова Любовь Николаевна. Педагог проводит дистанционные уроки по технологии, изобразительному искусству и окружающему миру. Любовь Николаевна отметила плюсы дистанционного обучения: это индивидуальное обучение, свобода и гибкость режима занятий, доступность, мобильность, технологичность, социальное равноправие и творчество ребенка. Также было отмечено, что такими уроками заинтересованы не только дети, но и родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Любовь Николаевна продемонстрировала жюри записи своих уроков и подробно ответила на все вопросы.
Артюхина Ирина Петровна, педагог МБОУ СОШ № 5» г. Чита, представила жюри проект «Электронный образовательный ресурс по математике (2-3 класс)». Была представлена разработка урока с использованием интерактивной доски. Программа, в которой работает Ирина Петровна, называется RMeasiteach. Эта программа позволяет создавать интересные игры с четкой графикой и удобным использованием. Раскраски, лабиринты, примеры, физкультминутки, имеющие задания для контроля и самопроверки, повышают интерес учеников в изучении предмета. На вопрос от жюри «Как часто используется эта программа?» педагог ответила, что ей самой нравится работать с таким ресурсом, и она старается использовать его чаще.
Бронникова Галина Александровна продемонстрировала проект урока «Обучение грамоте» при помощи интерактивной доски. Педагог представляла МБОУ «Новоивановская основная общеобразовательная школа». Галина Александровна показала работу в программе Elite Panaboard Book. Педагог предложила всем побывать на месте учеников и задействовала в презентации своего проекта всех участников конкурса. Участники, в свою очередь, с радостью приняли участие в уроке, особенно в «Физминутке». Работа с интерактивной доской, по мнению Галины Александровны, бесспорно повышает заинтересованность учеников в получении новых знаний.
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2» было представлено в лице Калаповой Марины Викторовнаы. Педагог продемонстрировала проект «Использование облачных технологий в начальной школе». Использование облачных сервисов, по мнению Марины Викторовны, позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. У облачных технологий, как сказала педагог, неоспоримое преимущество в получении образовательного результата в соответствии с потребностями современного общества. Интернет давно пустил корни в жизнь современного ребёнка, и школа не может никак это игнорировать. Школа может сделать интернет, а именно такие сервисы, как: Skype, Google (диск, формы, фото, карты и т.д.), Яндекс, электронная почта — своим мощным оружием.
Бабанская Ирина Владимировна, педагог Забайкальской краевой санаторной школы-интерната, представила проект с темой «Применение облачных технологий на логопедическом занятии-путешествии с учащимися с ограниченными возможностями здоровья 1 класса». Ирина Владимировна представила межпредметные занятия с использованием облачных технологий. С помощью программы Prezi.com она создает нелинейные мультимедийные презентации. Такие презентации, представляют собой одну большую виртуальную страницу, по которым дети могут путешествовать, приближая и удаляя объекты, содержащие задания для контроля и самопроверки.
Педагог МОУ «СОШ № 1 им. В.Р. Гласко» Никитина Валентина Васильевна представила проект «Применение облачных технологий на уроках русского языка в начальной школе». Она поделилась своими разработками уроков русского языка с помощью приложения LearningApps.org и сервисов Google-docs и WikiWall. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Сервис Google-docs позволяет работать в онлайн режиме как индивидуально, так и коллективно, идеально подходит для приема «Мозговой штурм», имеет неограниченные возможности в применении обучению. Онлайн сервис WikiWall –– это сервис (стенгазета), который позволяет группе учеников располагать на общей странице информацию и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Валентина Васильевна посчитала, что использование ИКТ-технологий на занятиях рассчитано на короткий временной промежуток, что позволяет не выходить за рамки здоровьесберегающих технологий (упражнения и игры состоят из небольшого количества заданий и вопросов), у некоторых заданий предусмотрено музыкальное сопровождение. Все созданные онлайн игры и упражнения являются авторскими.
После небольшого перерыва были заслушаны и рассмотрены проекты номинации «Лучшая разработка с использованием ИКТ в сфере дошкольного образования».
Первой в этой номинации выступила Черная Екатерина Юрьевна, педагог МБОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка». Целью ее проекта являлось знакомство детей с программой Paint. В этой программе она спроектировала игру с использованием заливки. Заливая определенные геометрические фигуры, ребенок получал рисунок. Также в своей деятельности Екатерина Юрьевна использует программу RMeasiteach. Педагог представила игру «Найди облако».
Базарова Виктория Викторовна представила на конкурс проект «Буряад хэлэн — мандаг лэ!» (Бурятский язык восхваляем!) НОД в подготовительной к школе группе. Педагог МБОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское» рассказала о сохранении и развитии бурятского языка. К поиску оптимальной формы работы ее побудило желание заинтересовать как можно больше детей. Интерактивная игра, которую разработала Виктория Викторовна, создана при помощи программы Microsoft PowerPoint. Эту игру педагог продемонстрировала, и все участники конкурса с удовольствием приняли в ней участие. Суть игры напоминала телешоу «Своя Игра», а вопросы касались бурятского языка, счета и грамотности.
МДОУ детский сад № 4 «Малышок» с. Улеты, представляла Козулина Светлана Алексеевна. Темой ее проекта стала: «Мультстудия, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников». По мнению педагога, главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Светлана Алексеевна пояснила, что дети совместно с воспитателем, родителями продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма, делают его раскадровку (последовательность рисунков, определяющих монтажные планы), обговаривают место, где происходят все события, кто является главными героями и что нужно для того, чтобы обыграть сюжет. Выбирают технологию создания мультфильма (рисованный, кукольный, пластилиновый и другие). Изготавливают декорации и персонажей в соответствии с выбранной технологией, имея возможность активно использовать при этом бросовый и природный материал. Они снимают ролики под контролем взрослых при помощи камер, планшетов или фотоаппаратов. Съемка мультфильма и его озвучивание осуществляется руководителем студии с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки. Результатом такой работы служат мультфильмы, два из которых Светлана Алексеевна представила в своем выступлении. В своей работе педагог использует технологию дополненной реальности, программу DevarKids и многое другое.
Истомина Людмила Геннадьевна, педагог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 83». Тема ее проекта: «Умные звуки». Людмила Геннадьевна использует компьютерные технологии в логопедической практике. Для работы с детьми она разработала дидактические игры с заданиями, применив разные приемы: загадки, лабиринты, «волшебный сундучок», «доскажи словечко», «волшебные чернила» и многое другое. С помощью программы ActivInspire Людмила Геннадьевна привлекает и мотивирует детей к дальнейшей деятельности.
Арсентьева Юлия Михайловна представляла проект «Развитие речи детей 6-7 лет через использование интерактивной доски». Педагог МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 4 п. Вершино-Дарасунский» рассказала о своей работе с детьми с проблемами речи. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники), по мнению Юлии Михайловны, позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Интерактивная доска становится отличным помощником в работе по развитию речи детей. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала. При помощи интерактивной доски и различных интернет ресурсов она проектирует игры, задания, упражнения, проблемные ситуации, творческие задания.
Педагог МДД “Детский сад № 4 «Малышок»” с. Улеты» Калякина Татьяна Александровна представила проект «Использование информационно-коммуникационных технологий с целью повышения качества образовательного процесса в ДОУ». Она продемонстрировала фильм, в котором было показано использование информационных технологий с детьми дошкольного возраста. Дети придумывали, конструировали и оживляли животных, выполняли различные задания и решали математические задачки. Виртуальные экскурсии, развивающие игры на планшетах и многое другое Татьяна Александровна использует в своей педагогической деятельности. Для выпускников этого детского сада стало традицией создание фильма о жизни группы в этом саду.
Проект под названием «Использование ИКТ как средства повышения уровня математического развития дошкольников» представили сразу два педагога МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 22» г. Чита, Перфильева Елена Анатольевна и Катаева Ольга Николаевна. Пройдя семинары по обучению работе с интерактивной доской, они начали внедрять методические мероприятия с использованием этой доски в свою работу. Наполняя информационную базу различными обучающими программами, играми и упражнениями педагоги повышают интерес детей к обучению.
Жалсанова Баярма Баторовна, педагог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Могойтуйский детский сад «Туяа», представила проект с темой «Веселая математика». Баярма Баторовна представила комплекс занятий по формированию у детей математических знаний. В этом комплексе использованы технологии: интерактивная доска с программой ActivInspire. Все упражнения, квесты, игры и примеры, с музыкальным сопровождением, направлены на изучение ребенком математики. Числа, счет, величины и т.д. детям преподносятся в очень приятной и интересной форме. Участники конкурса с радостью приняли участие в квест игре, которую предложила им пройти Баярма Баторовна.
Заключительным участником стала педагог МДОУ «Могойтуйский детский сад «Туяа» Жугдурова Дулма Дамдинцыреновна. Тема ее проекта: «Шахматы в ДОУ». Педагог рассказала, как она использует информационные технологии в изучении детьми такой развивающей игры как шахматы. Игру, загруженную в Google диск, ребенок может открыть с любого устройства. Постепенно дети изучают фигуры, ходы и суть игры и выходят на уровень «игры на поражение».
По итогам конкурса решением жюри определены победители, они награждены дипломами, ценными призами:
Эксперты отметили, что проекты, представленные на конкурс, все были очень глубоки и интересны. Впечатления о конкурсантах остались исключительно положительными. Все члены жюри пожелали участникам плодотворного творческого труда и успехов в реализации своих проектов.
В номинации «Лучшая разработка с использованием ИКТ в сфере дошкольного образования»:
I место – Козулина Светлана Алексеевна
II место – Жалсанова Баярма Баторовна
III место – Базарова Виктория Викторовна
В номинации «Лучшая разработка с использованием ИКТ в сфере начального общего образования»:
I место – Попова Татьяна Андреевна
II место – Соколова Татьяна Сергеевна
III место – Артюхина Ирина Петровна
Аналитик Гостева Н.Ю.